Психологическая подготовка детей к школе является одной из главных задач дошкольного уровня образования.
Психологическая готовность к школе - это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты на достаточном уровне все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, успешен в школе.
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Основные новообразования личностного развития дошкольника:
- Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.
- Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной оценки поступка взрослых, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием.
- Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.
- Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением.
Основные новообразования познавательного развития дошкольника:
- Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника - развитие воображения. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.
- Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности.
- Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания.
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к школьному обучению. По мнению Л.И.Божовича, кризис 6-7 лет вызван появлением новообразования - так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6-7 лет эти вопросы становятся для него актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
В основе кризиса 6-7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не изменившегося образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
- дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
- дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6-7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольных групп и семьи в подготовке детей к школе - это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.
В начале учебного года целесообразно провести стартовую диагностику готовности воспитанников к обучению в школе, консультацию для родителей «Психологическая готовность детей к школе» (Приложение 1), анкетирование родителей будущих первоклассников «Готовы ли вы быть родителями первоклассника?» (Приложение 2). По результатам проведенных мероприятий даются рекомендации для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
В конце учебного года проводится диагностика школьной зрелости, на основании которой можно сделать вывод о готовности каждого ребенка к обучению в школе.
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача.
Список используемой литературы
1. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128с.
2. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2009. - 48 с.
3. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
4. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.
5. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
6. Карпекина Т.В., Макарьева О.Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
8. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4.