Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики по методу «Погружение»

Разделы: Информатика

Класс: 7

Ключевые слова: информатика, системно-деятельностный подход, УУД


Аннотация

Важнейшим требованием новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) является организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности. Новый ФГОС - это новая философия образования, это новый этап инновационного развития образовательной системы и соответственно, деятельность учителя на уроке должна соответствовать современным запросам и потребностям молодого поколения. В статье представлен один из методов активизации учащихся на уроке - метод мини-проектов на уроке-погружении.

Современные социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития. Федеральный образовательный стандарт позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса с целью повышения качества образования. Одной из эффективных способов организации образовательного процесса является проектная деятельность учащихся и создание собственного продукта интеллектуальной и творческой деятельности.

Проект - временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

Новым подходом по реализации проектной деятельности является метод погружения.

Погружение - это отрезок времени (от нескольких дней до недели), когда изучается предметное содержание или межпредметное понятие, входящее в учебный предмет или область (А.А.Остапенко).

Погружение - одним из способов организации активной учебной деятельности. В настоящее время выделяют несколько моделей погружения:

  1. Однопредметное погружение: длительное занятие (от 3-х до 9-и дней) одним предметом, перемежающееся уроками музыки, рисования (Блонский П.П.).
  2. Двухпредметное погружение: длительное занятие двумя предметами, перемежающееся уроками физкультуры, музыки, рисования (Ибрагимов Г.И.).
  3. Тематическое погружение: погружение не в предмет, а в образ, например весны (А.А.Остапенко).
  4. Эвристическое (метапредметное)погружение: погружение в ситуацию создания учениками личных образовательных продуктов - идей, проблем, гипотез, исследований (А.В.Хуторской).
  5. Погружение в сравнение: сравнение рассматривается как универсальное средство познания (А.Н.Тубельский).
  6. Погружение в культуру: изучение той или иной культурной эпохи, например Древней Греции (А.В.Хуторской).
  7. Погружение как коллективный способ обучения: ситуация взаимообучений (С.Д.Месяц).
  8. Выездное погружение: проводится на базе научных учреждений (Остапенко А.А.).

Эвристическое (метапредметное) «погружение» - тип обучения, при котором все основные образовательные элементы первично создаются или отыскиваются самими учениками. Цель эвристического «погружения» - «не пройти программу, а организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка по духу и в которой они нe только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат.

В содержании эвристического образования можно вычленить пять составляющих»:

  • Материал, который задается учителем в качестве среды (содержит образовательную доминанту).
  • Образовательный продукт ученика.
  • Культурно-исторический аналог продукта ученика.
  • Деятельностное содержание образования.
  • Сводное содержание образования (комплекс всех предыдущих типов).

Темы метапредметных погружений

Для каждой параллели выбрали фундаментальный образовательный объект:

  • 3кл. - Вода - окруж мир, ИЗО искуство, рус. яз, литерат.
  • 4 кл. - Цвет - окруж мир, ИЗО искуство, рус.яз, литерат.
  • 5 кл. - Время -история, биология, рус. яз, анг. яз.
  • 6 кл. - Схема - география, история, рус. яз.
  • 7 кл. - Диаграмма - информатика, история, биология.

Основные этапы проведения метапредметных погружений:

  1. Торжественное открытие недели. Установочная проектная сессия.
  2. Уроки-проекты. На уроках информатики, истории, биологии проводим в течение недели в параллели 7 кл. уроки-проекты по теме «Диаграмма».
  3. Представление продукта - итоговый проект по каждому предмету /защита проектов/
  4. Аналитический этап, в котором все критериальные оценки экспертов и данные листов самооценки ребят преобразованы в итоговую оценку. Каждый ребенок получает сертификат.

Фундаментальный образовательный объект «Диаграммы», в условиях метапредметного погружения на уроках информатики

Основной идеей погружения является предоставление учащимся возможности самостоятельно изучать предложенные пространства, опираясь на алгоритм, представленный учителем. Учителя выступают в качестве наблюдателей, их главная задача во время проведения погружения дать инструкции в начале изучения, не вмешиваясь в дальнейший ход событий.

Цели данного проекта:

  • показать необходимость диаграмм
  • привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к изучению данной темы

Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся

  • Предполагает развитие логического и образного мышления при решении поставленных проблем.
  • Нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность.
  • Формирует навыки сравнительного анализа.
  • Активизирует учащихся к познавательной деятельности и созданию творческих работ.

Алгоритм проведения урока-проекта по методу активного погружения

  1. Подводим учеников к теме проекта: «Диаграмма в информатике» (создаем проблемную ситуацию).
  2. Формулируем основополагающий вопрос: Нужны ли диаграммы современному человеку?
    Проблемные вопросы:
      Какие виды диаграмм бывают?
    1. В каких редакторах можно создавать диаграммы?
    2. Где используются диаграммы?
  3. Формируем 3 группы для проведения исследований (учащихся делим на мини-группы по 3-4 человека). Каждая группа выбирает одну тему исследования: Какие виды диаграмм бывают?
  4. В каких редакторах можно создавать диаграммы? Где используются диаграммы?
  5. Самостоятельная работа учащихся в группах. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения.
  6. Подготовка учащимися отчета о проделанной работе.
  7. Защита и оценка творческих работ производится по разработанным критериям, имеющим 10-балльную шкалу:
      Степень творчества работы, ее оригинальность и новизна.
    1. Уровень профессионализма.
    2. Полезность работы для автора и для других людей.
    3. Трудоемкость работы.
    4. Умение держаться на защите.
    5. Аргументация ответов на вопросы.
    6. Умение увлечь присутствующих на защите.
    7. Оформление работы.
  8. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем (лист самооценки ученика, лист оценки результатов работы группы, учитель оценивает работу групп в целом).