Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА включает разделы: |
|
Предмет |
|
Класс |
|
Тип урока |
|
Тема |
|
Цель |
|
Задачи |
Образовательные:
|
УУД |
Личностные УУД:
|
Планируемые результаты |
Предметные:
Личностные:
|
Основные понятия |
|
Межпредметные связи |
|
Ресурсы: основные и дополнительные |
|
Формы урока |
|
Технология |
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические
|
Средства обучения |
Способы организации
|
||
Организационный момент |
||||||
Актуализация знаний |
||||||
Сообщение нового материала |
||||||
Закрепление изученного материала |
||||||
Подведение итогов |
||||||
Домашнее задание |
ИЛИ:
Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет:
Тема занятия:
Класс:
Цели урока:
Дата:
Образовательные ресурсы:
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
познавательная |
Коммуникативная |
регулятивная |
|||
1. Мотивация учебной деятельности |
|
||||
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока |
|
||||
3. Проблемное объяснение нового материала |
|
||||
4. Закрепление |
|
||||
5. Итог урока. Рефлексия |
|
Цель урока: ознакомление со способами опыления растений.
Задачи:
- выяснить, что такое опыление,
- познакомиться с различными способами опыления
- заполнить схему «Разнообразие способов опыления»
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать жизнедеятельность цветковых растений;
- формировать умение находить черты, свидетельствующие об усложнении растений по сравнению с предками, и давать им объяснения;
- формировать умение объяснять, какие приспособления характерны для разных стадий жизненных циклов растений;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, опыление, тычинка, пестик, рыльце,
Метапредметные и личностные результаты:
регулятивные УУД
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока - изучение нового с игровыми элементами.
Вид урока: комбинированный.
Форма организации работы: групповая.
Методы: словесно-логический, наглядно-образный, ТСО.
Дидактические материалы: таблицы, компьютерная презентация, материалы для учащихся.
Оборудование: презентация «Виды опыления», раздаточный материал. УМК под руководством проф. И.Н.Пономаревой «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.» учебник 6 класса авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, 2012 года), рабочая тетрадь к учебнику.
Технологии, применяемые на уроке: дифференцированного обучения, здоровье сберегающая, ИКТ, проблемное обучение, игровая.