Роль технологической карты на уроке биологии. Урок в 6-м классе «Способы опыления растений»

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: биология, опыление растений


Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА включает разделы:

Предмет

Класс

Тип урока

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

    знать…
  • уметь…

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы: основные и дополнительные

Формы урока

Технология

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические
приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации
деятельности

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

ИЛИ:

Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет:
Тема занятия:
Класс:
Цели урока:
Дата:
Образовательные ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

Коммуникативная

регулятивная

1. Мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока

3. Проблемное объяснение нового материала

4. Закрепление

5. Итог урока. Рефлексия

Цель урока: ознакомление со способами опыления растений.

Задачи:

  • выяснить, что такое опыление,
  • познакомиться с различными способами опыления
  • заполнить схему «Разнообразие способов опыления»

Предметные результаты:

  • формировать умение характеризовать жизнедеятельность цветковых растений;
  • формировать умение находить черты, свидетельствующие об усложнении растений по сравнению с предками, и давать им объяснения;
  • формировать умение объяснять, какие приспособления характерны для разных стадий жизненных циклов растений;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, опыление, тычинка, пестик, рыльце,

Метапредметные и личностные результаты:

регулятивные УУД

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
  • сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока - изучение нового с игровыми элементами.

Вид урока: комбинированный.

Форма организации работы: групповая.

Методы: словесно-логический, наглядно-образный, ТСО.

Дидактические материалы: таблицы, компьютерная презентация, материалы для учащихся.

Оборудование: презентация «Виды опыления», раздаточный материал. УМК под руководством проф. И.Н.Пономаревой «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.» учебник 6 класса авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, 2012 года), рабочая тетрадь к учебнику.

Технологии, применяемые на уроке: дифференцированного обучения, здоровье сберегающая, ИКТ, проблемное обучение, игровая.

Технологическая карта урока