Интеграция образовательных областей:
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие».
Цель: Формировать умение оформлять обложку для книги сказок.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение передавать особенности построения рисунка и орнамента для оформления обложки для книги сказок.
- Формировать умение красиво подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.
- Закрепить умение рисовать акварельными красками.
Развивающие:
- Развивать образное представление, воображение, чувство композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к окружающему миру, к народному творчеству.
- Воспитывать бережное отношение к книгам, как к предмету искусства.
- Воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего результата.
Предварительная работа: беседы о книгах и людях, которые их создают (писатель, художник), чтение сказок, загадок, рассматривание обложек и иллюстраций книг, вспомнить элементы узоров декоративных росписей, прослушивание музыкальных произведений.
Демонстрационный материал: книги сказок, иллюстрации с элементами росписей.
Оборудование: альбомные листы А4, акварельные краски, стаканчики для воды, кисти, салфетки, музыкальный проигрыватель.
Методы и приёмы:
- Сюрпризный момент: пришла посылка от Волшебника.
- Словесные: беседа, вопросы, уточнения, дополнения, пояснения, советы, художественное слово, обсуждение.
- Наглядные: использование книги сказок, иллюстраций к сказкам, иллюстрации с элементами росписей, рассматривание обложек и иллюстраций книг.
- Игровые: пальчиковая гимнастика, сказочная ситуация.
Ход ОД
1 часть
- Ребята, сегодня перед занятием к нам в группу пришла посылка с конвертом. Давайте прочитаем, что написано в письме.
- Здравствуйте ребята, пишет вам Волшебник из Волшебной страны. Я прислал вам посылку, то что в ней лежит я надеюсь вам понравится, но одно условие не открывать, пока не ответите на мои вопросы.
1. Прослушайте музыкальную композицию и скажите, о чем она, может вы догадались как она называется? (звучит мелодия «В гостях у сказки» муз. А.Иевлев, слова Т.Ларин.)
2. Загадка.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает? (книга)
(Ответы детей)
- Правильно вы ребята ответили, музыкальное произведение «В гостях у сказки», а ответ на загадку книга. Так, что лежит в нашей посылке?
(Ответы детей)
2 часть
- Правильно, книга сказок. Посмотрите ребята, какая книга красивая, как она красочно оформлена. (Достаю книгу сказок из коробки). Скажите, если вы увидите такую книгу на полке магазина, она привлечет ваше внимание и чем?
(Ответы детей)
- Ребята, а кто постарался так оформить книгу?
(Ответы детей)
- Правильно художник. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет обложки для книг. И тема нашего занятия сегодня «Обложка для книги сказок». Ребята, а каких художников, которые рисовали иллюстрации к книгам, вы знаете?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, легко ли рисовать иллюстрации к книгам?
(Ответы детей)
- Вы правы, это нелегкий труд, ведь иллюстрации в книге должны понравиться многим читателям, от того каким мы увидим героя или сказочный мир может зависеть наше впечатление и настроение с каким мы будем читать книгу. И конечно самое первое впечатление на нас производит обложка книги. На ней могут быть изображены несколько персонажей из сказок, которые входят в эту книгу, или только один персонаж, или «предмет» встречающийся в книге, все зависит от замысла и фантазии художника. Многие обложки для книг оформляются дополнительно рамками, с разными узорами и орнаментами.
(Показ нескольких книг.)
- Давайте по внимательней рассмотрим книгу, которую прислал нам Волшебник. В этой книге три сказки: «Дюймовочка» Г-Х Андерсена, «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. Скажите ребята, что общего может быть у этих сказок, что встречается в каждой из них?
(Ответы детей)
- Правильно цветок. Цветок непростой, а волшебный. И сегодня нам предстоит придумать свою обложку для этой книги сказок, свой волшебный цветок, который может встретиться в любой из этих сказок. Посмотрите, какую обложку для книги сказок придумала я. Скажите ребята, в какой последовательности мы будем выполнять рисунок?
(Сначала главный предмет, затем рамка).
- Как будет расположен главный предмет и какого размера он должен быть?
(В центре листа, крупно)
- Как рамка будет располагаться на рисунке? Какие элементы росписи я использовала в рамке? Как называется роспись? (Хохлома.)
(Ответы детей)
- Правильно. А теперь вы придумаете свой волшебный цветок, и оформите рамку обложки для книги по своему замыслу. Но перед работой давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Наши цветки»
Разноцветные цветки раскрывают лепестки.
(Пальцы сложены в кулак, медленно распрямляются.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Пальцы плавно наклоняются, влево - вправо.)
Разноцветные цветки закрывают лепестки.
(Пальцы медленно складываются в кулачек.)
Головками качают, тихо засыпают.
(Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону.)
3 часть
Итоги занятия
- Ребята, сегодня на занятии вы придумали и нарисовали обложку для книги сказок. Каждый из вас придумал свою обложку, где нарисовал свой волшебный цветок. Все вы справились с заданием, работы получились яркие, красочные, необычные, разные. По работам видно, что вы старались.
(Анализ работ: показать несколько работ детей, выделить наиболее удачные, аккуратные).
- Что бы вы хотели дополнить в своих рисунках, а что исправить?
(Ответы детей.)
- Ребята, вам понравилось занятие? А посылка, которую прислал Волшебник? Хотелось бы вам еще пофантазировать на эту тему?
(Ответы детей)
- После занятия мы с вами организуем выставку работ, где вы, рассмотрите работы других ребят, оцените, сравните. А книги, которые прислал нам Волшебник, мы прочитаем, чтобы еще раз вспомнить полюбившиеся нам сказки и рассмотрим иллюстрации к ним.