Прием схематизации при обучении смысловому чтению на уроках английского языка на среднем этапе

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8


Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту, а использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения неэффективно и не способствует развитию метапредметных результатов.

Поэтому не зря в федеральных государственных образовательных стандар­тах обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным универсальным учебным действиям, в перечень которых входят:

  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • применение моделей и схем для преобразования учебного материала.

Процесс схематизации - это творческий процесс. Два разных ученика, работая с одним и тем же текстом, построят две разные схемы. Это зависит от опыта схематизации, багажа предметных знаний, а также от того, что именно ученики выделяют главным в тексте. Даже если схема не совпадает с версией учителя, она всё равно имеет право на существование в том случае, если помогла учащемуся понять материал.

В данной работе представлены основные приемы схематизаций на примере текстов УМК «Английский в фокусе» для учащихся 8 класса.

Презентация

Первый прием, который я использую на своих уроках - это приём кластера. Данный прием помогает не только схематически организовать текст, а также восстановить его.

Этот прием развивает:

  • умение строить прогнозы и обосновывать их,
  • умение устанавливать связи,
  • навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов. А также способствует развитию системного мышления.

Пример данного кластера составлен на основе текста о традиционных костюмах на британских островах. Для начала мы составляем кластер с основными лексическими понятиями данного текста. Затем, чтобы закрепить и отработать материал предлагаю составить подобный кластер, но уже о традиционных костюмах на Руси. На основе данного кластера учащиеся составляют небольшое описание русского костюма.

Рис. 1

Рис. 2

Затем этот прием может плавно перейти в Диаграмму Венна или как еще ее называют круги Венна, при помощи которой мы можем сравнить эти два кластера.

Этот метод позволяет сравнить два и более предмета и проанализировать их на основе сходства и различий. Работа проводится как с текстом, так и с любыми понятиями, которые можно сравнить. Благодаря этому приему ученики получают обобщенные знания по нескольким аспектам. В УМК «Английский в фокусе» раздел Culture Corner всегда пересекается с разделом Spotlight on Russia, так как к текстам данных разделов предлагается минимум заданий, то для меня это прекрасная возможность применить данный прием для сравнения двух стран (англоязычной и России). Для начала я предлагаю ребятам поработать с этими кругами самостоятельно, какую информацию они могут внести без опоры на текст, затем мы работаем с текстом и заполняем круги той информацией, которая уже предложена. На последнем этапе на основе диаграммы пытаемся сделать сравнение двух стран. Задание на самом деле очень полезное, потому что подобное задание на сравнение двух картинок заложено в государственном экзамене.

Рис. 3

Следующий прием - прием таксономии Блума или Ромашка Блума

Данный прием я бы хотела представить вам на основе текста «Generation M». Перед тем, как читать текст, я предлагаю самостоятельно сформулировать по одному практическому и одному оценочному вопросу, опираясь только на название текста и фотографии, предложенные к нему. Ребята предлагают следующие варианты «Чем связан заголовок и фотографии?» «Почему везде есть различные виды технологий?» или «Как связана буква М с поколением?» На стадии вызова это очень важно, ведь главное погрузится в атмосферу языка. На послетекстовом этапе я предлагаю ребятам составить остальные типы вопросов.

Простые вопросы - отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Они ориентированы на работу памяти. «What percentage of young people use the Internet on a daily basis?»

Уточняющие вопросы. Они необходимы для формирования способности выражать свои мысли. «You mean that dividing attention between too many activities makes the knowledge you gain harder to use later on?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Why does the phrase "Generation M" mean teenagers are good at doing many tasks at the same time?»

Творческие вопросы. «What do you think will happen if teenagers do only one task?»

В целом этот приём формирует умение ставить вопросы к теме, систематизировать их.

Рис. 4

Рис. 5

Не стоит забывать о диаграмме Исикавы или схемы Фишбоун, которые дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Данный прием помог мне при работе с текстом «Using a computer network». Ребята активно принимали участие в составлении данной схемы. Вот что у нас получилось. Используя данную схему, у ребят не возникнет проблем с изложением данного текста.

Рис. 6

Пирамида.

Прием «Пирамида» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе или по отдельности. Ученики трудятся над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи, по проектированию этой проблемы. Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Неплохая пирамида получилась у нас при работе с текстом «Animals in the air».