Современные аспекты экологического образования в общеобразовательной школе. «Байкал – жемчужина России»

Разделы: География

Классы: 6, 7, 8, 9


В сентябре во многих городах России проводится мероприятие, посвященное Байкалу. Учрежден этот праздник в 1999 году и с тех пор отмечается ежегодно. Под его эгидой организуются фестивали, культурные и научные выставки, встречи ученых-байкаловедов, акции в поддержку и защиту Байкала. Многие мероприятия, связанные с этим праздником, имеют природоохранный характер.

«Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для нас. Берега гористые, покрыты лесами.» А.П.Чехов

Актуальность обращения к данной теме продиктована необходимостью познания этого уникального явления на нашей планете, каким является Байкал. Формированию у учащихся бережного отношения к представителям флоры и фауны Байкала, воспитанию любви к родному краю.
Многоликость Байкала, уникальность по своим природным особенностям делают его интересным для изучения.

Экологическое образование обладает огромным воспитательным потенциалом, что обусловлено важным значением экологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека.

Конечная цель экологического образования - формирование экологической культуры. При этом экологическое образование выступает как основа дальнейшего благополучного существования общества и личности, как элемент воспитания каждого гражданина.

Работа по формированию экологической культуры будет значима тогда, когда будет правильная и четкая её организация. В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе сложилась система. Экологическая работа охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа с классом, и учебная работа на уроках, и дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к экологии.

Реализуемые в нашей школе образовательные программы, охватывают все ступени школьного образования и в той или иной степени являются средством получения экологических представлений и знаний, способствуют междисциплинарной интеграции информации об изучаемых объектах, что позволяет формировать у обучающихся более целостное представление об окружающем их мире.

В связи с введением ФГОС в начальной школе, в 1-4 классах, ведутся занятия по внеурочной деятельности, направленные на воспитание экологической культуры школьников: «Мир вокруг нас», «Азбука содержания животных», «Цветик-семицветик», в 5(6)-6(7) классах - спецкурс «Байкаловедение», в 9-11 классах - элективный курс «Основы экологии».

Учебная деятельность основывается на основе деятельностного подхода. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, активизирующих детское действие. По новым стандартам вводится новое понятие - учебная ситуация (проектная задача) - это особая структура учебного процесса, в которой дети при помощи педагога открывают предмет своего действия, исследуют его, совершая многочисленные и разнообразные учебные действия, преобразуют его. Считаем, что внеклассная форма работы является наилучшим способом формирования экологической культуры у учащихся.

Формы и методы формирования экологической культуры по ФГОС ООО в современной школе достаточно разнообразны.

Одна из форм - внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли, фестивали. Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной.

Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность.

Поддержка интересующихся экологией и одаренных детей осуществляется посредством системы интеллектуальных экологических мероприятий «Экологический марафон», «Экологический экспресс», конкурсов «В союзе с природой», олимпиад по краеведению, научно-практической конференции для школьников «Шаг в будущее».

Обучающиеся школы принимают активное участие в экологических акциях (Марш парков, день Земли, «Поможем реке», «День птиц», «Посади дерево»); в реализации мини-проектов «Зеленый наряд школы» (озеленение классных комнат, территории школы), «Школа - территория здоровья» (пропаганда здорового образа жизни).

Интерактивные экологические мероприятия - интерактивные экоуроки для школьников: Экокласс.рф. Официальный сайт проекта: экокласс.рф

Уникальность уроков в том, что уроки яркие, интерактивные и учитывают интересы современных детей. Помимо увлекательного просветительского контента, уроки содержат творческие задания, ролевые, деловые, настольные игры, необычные раздаточные материалы. Комплект материалов урока разработан так, что требует минимум усилий и времени для подготовки и проведения занятия. Прикладное содержание позволяет детям применять полученные знания в повседневной жизни.

Цели:

  • Повышение интереса и мотивации учащихся к изучению географии, экологии и биологии;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Повышение уровня знаний по географии, биологии и экологии;
  • Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

Задачи:

Создать условия:

  • для овладения учащимися интересной и полезной информацией;
  • для повышения интереса учащихся к изучению географии, биологии и экологии
  • для повышения качества знаний в разных областях естественнонаучных дисциплин.
  • Для раскрытия креативных способностей учащихся
  • Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам родного края.

Планируемые результаты:

  • Повышение уровня знаний по биологии, географии, экологии.
  • Раскрытие творческого потенциала учащихся
  • Консолидация усилий классных руководителей и учителей в развитии коммуникативных навыков учащихся
  • Пополнение банка методических разработок учителей школы
  • Определение победителей - лучшего класса, а также личного первенства среди учащихся 8 классов.

План мероприятия «Байкал - жемчужина России»

1 этап (подготовительный):

  1. Составление плана мероприятия;
  2. Подбор и рецензирование материалов к презентациям учащихся; подготовка конкурсов;
  3. Распределение ролей для театрализованного представления классов
  4. Проведение отборочного тура в рамках уроков биологии для формирования состава команд (по 7 человек от класса и капитан);
  5. На школьной доске объявлений вывешивается информация о проведении дня Байкала (сроки, перечень конкурсов, состав жюри).

2 этап (основной):

  1. Открытие внеклассного мероприятия «Байкал - жемчужина России»;
  2. Просмотр фильма по данной тематике «Озеро Байкал в цифрах и фактах»;
  3. Представление команд 8 классов (название, девиз, газета, презентация);
  4. Проведение викторины « Байкал в вопросах и ответах» (в два этапа: для учащихся в зале - определение личного первенства, для команд - определение лучшей);
  5. Конкурс капитанов;
  6. Подведение итогов;
  7. Подготовка грамот, дипломов;
  8. Закрытие дня Байкала. Награждение победителей.

3 этап (заключительный):

Анализ результатов, рефлексия участников марафона.

Проведение внеклассного мероприятия «Байкал - жемчужина России» позволяет повысить интерес учащихся к изучению экологии, биологии и природы родного края. Это мероприятие дают прекрасную возможность учащимся 8 классов, раскрыть творческий потенциал. Содержание не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за его пределы, что позволяет приобщить учащихся к использованию научно-популярной и научно-биологической литературы.

День Байкала является тем видом учебной деятельности, который позволяет ученику не только проявить свои знания, но и в доступной форме получить и усвоить новую интересную информацию.

Литература

  1. Гольдфарб С. Мир Байкала. - Иркутск «Репроцентр» 2010.
  2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Вост-сиб книжное изд., 1987. - 384с., ил.
  3. Одум Ю.П. Основы экологии. - М.: Мир, 1986.
  4. Евдокимов Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов; Лицей, 2005.
  5. Животный мир Иркутской области // Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. http//urokl.1sept.ru
  2. evolution.powernet.ru