Теоретические воззрения Б.Н.Чичерина на формирование российской правовой системы середины XIX – начала XX в.

Разделы: История и обществознание


Если характеризовать правовую ситуацию, сложившуюся в Российской империи во второй половине XIX века, можно с уверенностью констатировать, что в стране существовало множество противоположных друг другу теоретико-правовых доктрин, начиная от либерально-демократических, заканчивая социалистическими. Истоками их формирования стали два направления общественной мысли - славянофильство и западничество. Славянофилы развивали идею естественного врастания государства в систему общественных отношений, что обеспечивало синтез сильного государственного начала с присущим России и русскому народу соборным мировоззрением. Западники доказывали необходимость перенесения западных правовых идей, форм и институтов на русскую почву. Но, несмотря на теоретическое множество идей по усовершенствованию правовой ситуации в государстве, в самом обществе существовало устойчивое игнорирование уже существовавших норм права. Возможно объяснение данной ситуации кроется в неверии народа в справедливость, которую из его сознания вытравило наличие крепостного права, как бы то ни было, но правовой произвол воспринимался как само собой разумеющейся, что нашло свое отражение в соответствующих поговорках «закон - это дышло, куда повернуло туда и вышло».

В связи с этим правоохранительная система подвергалась жесточайшей критике со стороны просвещенного меньшинства. Вот что говорил А.В.Никитенко, выделяя причины, способствующие падению правовой культуры в русском обществе: «Воровство, поверхность, ложь и не уважение законности - вот наши главные общественные раны».1

_______________

1 Антология судебного реформаторства в России / Под ред. С.А. Новицкой. М., 1996.

Не принятие сформировавшейся политико-правовой системы в российском государстве, растущее недоверие к правоохранительным органам, способствовали появлению в стране оппозиционно настроенных первых политических партий и движений. Наибольшей популярностью пользовались либеральные, анархические и социалистические идеи которые отличались крайне специфическим пониманием сложившейся политической реальности, а также решением этих проблем.

Надо отметить, что среди всего многообразия политических движений того времени, максимально лояльно настроенная по отношению к самодержавию являлась либеральная партия. Напомним, что основная идея либерализма в рамках российской действительности сводилась к стремлению создать в стане конституционную монархию, некий компромисс идеям монархистов и социалистов. Либералы обосновали необходимость широких правовых реформ, формирование правого государства, юридического закрепления прав личности. Несмотря на не простые отношения либералов с властью, они доказали необходимость формирования гражданского общества. Подчеркивали необходимость сохранения таких фундаментальных основ, как частная собственность, товарно-денежные отношения, формальное равенство субъектов права, и т.д.

Из всего представленного многообразия либерально-правовых концепций второй половины XIX века, мы бы хотели выделить теоретические воззрения Б.Н.Чичерина, сформировавшего концепцию естественного права.

Надо отметить, что исходным началом теории права и политики Б.Н.Чичерина является понятие человеческой личности. «Лицо составляет краеугольный камень всего общественного здания».2 Отсюда следует, что сама идея человеческой свободы оправдывается безусловным достоинством человеческой личности. «Пока человек стоит на животной ступени развития, он может делать зло»3. Чичерин признавал, что склонность ко злу является врожденным свойством человека, но он может и должен свои поступки подчинять разумному закону.

_______________

2 Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., Наука 1998.

3 Дубатовка Ю.Ю. Естественное право в трудах Б.Н.Чичерина и В.Л.Соловьева // Вестник МГТУ. М., №1, 2006.

Необходимо подчеркнуть, что сама идея права рождается не из идеи свободы как таковой, а из признания того, что человек обладает достоинством и свободой, а потому может требовать их признания от всех других лиц, ибо они являются носителями аналогичных ценностей. В тоже время это моральное право является моральной обязанностью. Нельзя не отметить, что Чичерин наделил право некой двойственностью: с одной стороны это субъективное право - «нравственная возможность», с другой - объективное право - «сам закон». Исходя из этого мы понимаем, что субъективное и объективное право неразрывно связаны между собой. «Свобода только тогда становится правом, когда оно освящено законом».4

_______________

4 Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., Наука 1998.

Важно отметить, что в отличие от рационалистических теорий XVII-XVIII в., Б.Н.Чичерин выдвигает концепцию естественного права с изменчивым содержанием. Он не рассматривает классическое естественное право как некий абсолют, с которым должно считаться законодательство. Определение прав и установление границ не может зависеть от личного усмотрения каждого, как не может зависеть и от неизменных указаний естественного закона. «Только публичная власть может подписать правила, обязательные для всех, руководствуясь при этом не только взаимным отношением свободы отдельных лиц, но и требованием общественной пользы, которым всегда и везде подчиняется личная свобода. Поэтому границы прав никогда не составляют непреложного кодекса».5

_______________

5 Дубатовка Ю.Ю. Естественное право в трудах Б.Н.Чичерина и В.Л.Соловьева // Вестник МГТУ. М., №1, 2006.

Таким образом, юридический порядок выражает формальную сторону внешней свободы человека, в которую принято вкладывать конкретно-историческое и социокультурное содержание. Регулятором внешней свободы является справедливость - как основа действующего законодательства. Справедливость в своем основании имеет непосредственное отношение к собственности. Данную позицию Б.Н.Чичерина можно квалифицировать как «неоестественную правовую концепцию»,6 которая безусловно оказала колоссальное влияние на формирование правовых взглядов не только современников, но и потомков.

_______________

6 Жильцов Н.А., Коржиков О.Н., Чердаков О.Н. Обоснование изменения правовой системы Российского государства в философско-правовых доктринах второй половины XIX - начала XX века // Юридическая наука № 201, 2002.

Список используемой литературы

  1. Антология судебного реформаторства в России / Под ред. С.А.Новицкой. М., 1996;
  2. Дубатовка Ю.Ю. Естественное право в трудах Б.Н.Чичерина и В.Л.Соловьева // Вестник МГТУ. М., №1, 2006;
  3. Жильцов Н.А., Коржиков О.Н., Чердаков О.Н. Обоснование изменения правовой системы Российского государства в философско-правовых доктринах второй половины XIX - начала XX века // Юридическая наука № 201, 2002;
  4. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., Наука 1998.