Педагогическое эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Разделы: Профессия — педагог


Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

На каждом уроке, каждый день, год за годом учителя помогают детям приобретать новые знания, делать маленькие открытия, подниматься на ступеньку выше, становиться лучше, учиться строить отношения с окружающими. Чтобы быть интересным для своих учеников, учитель должен сам постоянно совершенствоваться, не только как профессионал, но и как личность, осваивать новые технологии, расширять свой кругозор. «Век живи - век учись» - педагоги активно воплощают это правило в жизнь. Курсы повышения квалификации, семинары и вебинары, мастер-классы, интернет-форумы, конкурсы, олимпиады – все это, несомненно, способствуют развитию учителя, как личности и профессионала.

Но большую часть времени мы проводим со своими учениками, организовываем их, учим, направляем, воспитываем, мотивируем и при этом сами учимся вместе с ними. «Учитель и ученик растут вместе» - в этих словах древнего китайского мыслителя и философа Конфуция заложен глубокий смысл.

Чему я научилась у своих учеников? Во-первых, креативности и творческому взгляду на все.  Играм и творческим заданиям дети рады в любом возрасте. Новые знания усваиваются намного быстрее, если учебный материал находит эмоциональный отклик. Ученики подкидывают массу идей, порой спонтанно, и сами об этом даже не подозревают. А я эти идеи беру на вооружение и использую на уроках. Последним нашим совместным креативом стало сочинение стихов про правильные и неправильные глаголы для их запоминания в 6 классе. Ребята так увлеклись, что просто фонтанировали идеями.

Во-вторых, я научилась быть готовой к любым каверзным вопросам и неожиданным ситуациям, которые в начале моей учительской карьеры поставили бы меня в тупик.  Я готова ответить на любой вопрос и обсудить любую тему, найти выход из любой ситуации.

В-третьих, они научили меня выдержке и гибкости. Не всегда со всеми учениками приходится легко, к каждому нужен свой особый подход, это требует терпения и умения избегать конфликтов. Иногда достаточно просто похвалить и ученик включается в работу, часто юмор или шутка позволяют безболезненно предупредить или погасить самый сложный конфликт, разрядить обстановку. Я научилась принимать каждого ребенка таким, какой он есть и одобрять его стремление к самовыражению. Дети научили меня импровизировать. Один и тот же материал разным классам приходится объяснять по-разному и менять ход урока, если это повышает эффективность занятия.

Мои ученики научили меня сохранять спокойствие в любой ситуации. Большое внимание я уделяю психологическому комфорту. На моих уроках всегда спокойно, нет места стрессу и волнению. Я научилась ладить с учениками, находить ключик к сердцу каждого, говорить на том языке, который понятнее именно для данного ребенка.

Я научилась быть «на одной волне» с детьми. Мы общаемся на различные темы. Ребята рассказывают о своих увлечениях, предпочтениях в музыке, спорте, фильмах, книгах и компьютерных играх. Мне интересно, чем живут мои ученики. Чтобы на равных принимать участие в таких беседах, я стараюсь быть в курсе молодежных течений, взглядов, увлечений. Общение с детьми дает энергию, бодрость, жизненные силы, позволяет чувствовать себя моложе.

Подросткам очень нравится все новое и технологичное. Это современная реальность. Но не секрет, что дети смелее и быстрее овладевают современными технологиями, поэтому иногда приходится поменяться ролями и обратиться за помощью к ученикам. Они с удовольствием помогают освоить какую-нибудь сложную компьютерную программу или разобраться с новым приложением в смартфоне. Это замечательная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания.

Мои ученики научили меня критичнее относиться к своему внешнему виду. Я поняла, что пословица «Встречают по одежке…» актуальна для учителей. Современное поколение уделяет в равной степени большое значение не только интеллектуальной, но и внешней составляющей личности учителя Им всегда интереснее учиться у тех, на кого приятно смотреть. Когда я вхожу в класс, ребята бросают на меня оценивающие взгляды. Они обращают внимание на детали -  маникюр, новую причёску и новые серьги и делают комплименты. Я улыбаюсь и говорю детям, что очень старалась, чтобы выглядеть красивой специально для них.

Начиная очередной учебный год, я заново начинаю процесс обучения, в том числе и своего. Приходит новое поколение – появляются новые подходы и технологии. С очередным выпуском я отмечаю, что действительно достигла чего-то большего, что покидающее школу поколение учеников передало мне частицу своего видения мира, обогатило мои представления о ценностях современного молодого поколения.

Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Мне нравится чему-то учиться у детей, они нужны мне не меньше, чем я им. Хороший учитель – это вечный ученик, и я учусь всю жизнь, с каждым учебным годом по-новому открываю, казалось бы, давно известные истины и приобретаю новые знания.