Современная школа значительно отличается от школ прошлых столетий. Она меняется, а вместе с ней изменяются и ученики. Дети, рожденные в XXI веке, уже не могут существовать без современных гаджетов: они без труда овладевают сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. В связи с этим все труднее становится заинтересовать их на уроках окружающего мира. По средствам различный познавательных передач обучающиеся в интересной для них форме. Как же можно заинтересовать учеников, построив урок по федерального образовательного стандарта начального общего образования?
На уроках окружающего мира в начальной школе обучающиеся, в связи с требованиями ФГОС НОО, пользуются различным аудио и видео оборудованием, а также учебное лабораторное оборудование, вещественные и виртуально-наглядные модели и коллекции естественно-научных объектов и явлений, микроскопы различных видов.
Из этого следует, что современный учитель начальных классов должен уметь организовать свою деятельность на уроках окружающего мира в условиях информационного образовательного пространства.
Одним из элементов этого пространства является использование цифрового микроскопа. Микроскоп - традиционное средство обучения на уроках окружающего мира и биологии. Но в противовес часто встречаемому световому микроскопу, цифровой микроскоп благоприятствует реализации одного из основных принципов обучения - наглядности. Этот принцип Я.А.Коменский назвал «золотым правилом дидактики».
Цифровой микроскоп - разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и CCD камеру для вывода цифрового изображения на монитор ПК, иногда с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере.
Использование в образовательном процессе цифрового микроскопа позволяет:
- увеличить изучаемые объекты, которые помещены на предметный столик, в 40, 100 и 400 раз;
- выполнить фотосъемку и видеосъемку объектов, которые помещены на предметный столик, в различном увеличении;
- демонстрировать в режиме «реального времени» объекты, которые помещены на предметный столик (с помощью экрана и проектора, телевизора, интерактивной доски).
Положительным моментом использования цифрового микроскопа является не только просмотр, но и фото и видео запись увеличенного изображения микрообъектов, в том числе на экране монитора и перенос на масштабный экран (при помощи проектора и телевизора).
Цифровой микроскоп можно использовать на уроках при изучении тем, связанных с частицами и веществами, клетками, растениями и животными. Данное оборудование позволит проводить практические работы, в которых обучающиеся самостоятельно будут работать с микроскопом и получать новые знания.
Из этого следует, что цифровой микроскоп не просто научное интерактивное оборудование, а современное интерактивное техническое средства для обучения и развития обещающихся начальной школы. Оно позволяет увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик; использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты; фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы (графические файлы можно представить в форматах *.jpg или *.bmp, а видеофайлы - в формате *.avi), что позволяет разнообразить уроки окружающего мира в начальной школе.
Библиографический список
- Цифровой микроскоп. Инструктивно-методические материалы для педагога [Электронный ресурс]. - М: БизнесМеридиан. - 2011. - Режим доступа: http://school-18.3dn.ru/Instrutions/Microscope/microscop_Kena.pdf
- Симанова Е.А. Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.А.Симанова, М.В. Сивцова // Электронно-методическое пособие. - Брянск - 2019. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1qdbOvi-Th4vAeosaawoFOCby5WeGy-Ck/view?usp=sharing