Проект урока русского языка в 4-м классе. Тема урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, глагол, УМК «Школа России», Изменение глаголов по родам и числам


Цель урока:

  • систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно закрепить эти знания и научиться использовать их на практике;
  • развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Задачи урока:

  • развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
  • развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа;
  • развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;
  • развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;
  • воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;
  • воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие;
  • воспитывать культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа;
  • умение применять знания в жизненных ситуациях.

УУД

Познавательные:

  • понимать заданный вопрос;
  • выделять и осмысливать необходимую информацию, представлять ее в знаково-символической форме;
  • осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение.

Коммуникативные:

  • использовать в общении правила вежливого тона;
  • умение работать в группе (парами);
  • строить понятные высказывания;
  • умение аргументировать свою точку зрения и принимать чужую позицию.

Регулятивные:

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий;
  • оценивать правильность выполнения заданий и исправлять ошибки.

Личностные:

  • осознание практической важности определения морфологических признаков глагола прошедшего времени;
  • осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;
  • развивать творческую и поисковую активность учащихся;
  • определять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности;
  • развивать эмоционально-нравственную отзывчивость.

Технологии:

  • деятельностно-ориентированная;
  • игровая;
  • информационно-коммуникационная.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой, настраивает учащихся на восприятие учебного материала.

Проверить готовность к уроку, настроиться на восприятие и сотрудничество. Настраиваются на рабочее настроение
Дети тихо садятся. Записывают дату урока

Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные:
- волевая саморегуляция; включение в работу всех учащихся.

Чистописание
Цель: совершенствование умений написания букв

Проводит графический диктант.
Проводит проверку работы

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Самостоятельно оценивают свою работу

Предметные:
- включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма

Актуализация опорных знаний.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Вовлечение детей в диалог.
Закончите предложение.
Глагол обозначает…,
в предложении чаще всего бывает…,
изменяется по…,
в настоящем и будущем времени изменяется по….

Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы.

Предметные:
- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование предложений
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми
Регулятивные:
- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные:
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках и активное включение детей в практическую деятельность с использованием этих знаний

Постановка учебной задачи.
Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени.
Задачи: Научиться определять род глаголов прошедшего времени. Правильно записывать окончания у глаголов прошедшего времени.

Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

Регулятивные:
- целеполагание; прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Определение рода глаголов прошедшего времени

Организует работу по распределению глаголов в группы
- По какому признаку можно распределить в группы данные слова?

Распределяют слова в три группы по родам.
Выполняют взаимопроверку.
Делают вывод

Предметные:
Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;
Регулятивные:
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Написание родовых окончаний глаголов

Наблюдение за родовыми окончаниями.
Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени в единственном числе и правописании окончаний.

Ставят вопрос. Определяют род глагола в прошедшем времени. Наблюдают за родовым окончанием.
Делают вывод, отвечают на вопросы учителя.
Проводят самопроверку.

Предметные:
Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
- формирование начальных форм рефлексии
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Наблюдение за окончаниями глаголов прошедшего времени во мн. числе

Организует работу у доски

Работают у доски по очереди.
Изменяют форму глагола. Записывают информацию в краткой форме

Познавательные:
логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;
общеучебные:
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
планировать, определять последовательность действий в соответствие с поставленной задачей

Проблемный вопрос

Необходимо понаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени. Провести исследовательскую работу.
Ваши предположения…?

Заполняют таблицу. Участвуют в учебном диалоге

Познавательные:
логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
общеучебные:
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
планировать, определять последовательность действий в соответствие с поставленной задачей;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий;
Коммуникативные:
участвуют в учебном диалоге; формулируют ответ; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Физкультминутка
Цель: здоровьесбережение, развитие внимания

Обеспечение включения каждого ребёнка в физкультурную паузу. Предлагает выполнить физические упражнения с заданием.

Отдых, положительный настрой на дальнейшую деятельность. Слушают внимательно, выполняют физические упражнения, отвечают на вопрос учителя.

Личностные:
- интерес к занятиям.
- развитие внимания, памяти
Регулятивные
- планирование, оценка, коррекция собственных действий

Закрепление. Работа в парах
Цель: закрепление полученных знаний на доступном материале; продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, критическое мышление

Организует работу в парах.
После выполнения работы учащимися проводит проверку

Работают с карточками. Находят ошибки в текстах. Объясняют и доказывают свою точку зрения.

Регулятивные:
- самоконтроль деятельности;
- оценивание правильности выполнения и коррекция ошибок осуществляется детьми в парах и под руководством учителя
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение аргументировать свою точку зрения и принимать чужую позицию.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости (желания помогать другим)

Работа с пословицами
Цель: проверить самостоятельные умения выполнять заданные действия. Проверить степень усвоения материала

Организует работу над объяснением значения пословиц.

Читают пословицы. Объясняют их значение

Познавательные:
общеучебные:
- формировать смысловое чтение;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
Регулятивные:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность
Личностные:
- формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций;
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия
Цель: учить умению соотносить изученное с неизвестным; давать оценку своей деятельности

Подводят итог урока. Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

Учатся анализировать собственные действия, изученный материал

Регулятивные:
- оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- фиксация результата учебной деятельности путем анализа детьми содержания учебного материала и своей деятельности.
Личностные:
- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня замечательный день. Пусть он будет для вас добрым. И разбудит в каждом из вас лучшие чувства - желание слышать, понимать и поддерживать друг друга, узнавать новое.

- Надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и я буду гордиться вашими успехами на уроке.

2. Чистописание

- Начнем с чистописания. Я буду читать высказывания. Если вы будете с ними согласны, то будете писать букву «д», если не согласны - букву «н».

  • Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета (да).
  • В предложении глаголы чаще выражены сказуемым. (Да)
  • Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делать? что сделать? (нет)
  • Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам (да).
  • Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? (да).
  • Глаголы настоящего времени изменяются по родам. (Нет)
  • Глаголы 2 лица сочетаются с местоимениями Я, МЫ. (Нет)
  • Не с глаголом пишется раздельно. (Да)
  • Глаголы 3 лица имеют окончания -ешь? -ишь? (нет)

- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

(Дети сверяют свои записи с доской - д д н д д н н д н)

- Кто полностью справился с заданием? Кто допустил ошибки?

3. Актуализация опорных знаний

Сначала давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Продолжи фразы:

  • Глагол - это часть речи, которая обозначает_____________.
  • Глагол в предложении обычно бывает ____________.
  • Имеют три времени. Какие?
  • Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы_______________.
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы______________. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы _____________ . Глаголы настоящего времени изменяются по ________ и________.

4. Определение темы и цели урока

- Найдите «лишнее» слово: вылечишь, прогладим, прилетел, отскочит.

- Докажите, что это слово лишнее. (Прошедшего времени, остальные - будущего)

- Все верно. Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать глаголы прошедшего времени.

- Послушайте отрывок из одного шуточного стихотворения о части речи, с которой мы сегодня на уроке будем работать.

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

- Назовите, что делает Глагол.

- А что мы будем делать на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Чему мы должны научиться? Какова цель нашего урока? (Ответы учащихся)

- Для чего нам это нужно знать? (Чтобы их правильно писать.)

- Итак, цель нашего урока: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно закрепить эти знания и научиться использовать их на практике, то есть знать орфограммы в глаголах прошедшего времени, род и число глаголов прошедшего времени.

- Давайте вспомним, что вы уже знаете о глаголах прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам, у глаголов в прошедшем времени в женском роде окончания -а, - я, м.р - нулевое, ср.р. - о, е; во множественном числе - и)

5. Определение рода глаголов прошедшего времени

На доске: Утащил, мяукала, искала, сверкало, изучили, точил, гремело

- По какому признаку можно распределить в группы данные слова? (По родам)

(учащиеся распределяют слова по группам, записывая в столбики - сам-но)

Взаимопроверка:

- Какие слова женского рода записали? (мяукала, искала)

- Какие слова мужского рода записали? (утащил, точил)

- Какие слова среднего рода записали? (сверкало, гремело)

- Были какие-нибудь трудности при выполнении задания? (Не понятно, куда писать слово изучили)

- Смогли вы определить род этого глагола? (Нет)

- Почему? (Оно стоит во множественном числе. Девочки изучили, мальчики изучили - нельзя определить)

- Какой вывод можно сделать? (Во множественном числе глаголы по родам не изменяются)

6. Написание родовых окончаний глаголов

- Зачем нужно уметь определять род глаголов? (Чтобы правильно писать окончания)

- Давайте проверим, умеете ли вы правильно писать окончания глаголов прошедшего времени. Для этого проведем небольшое соревнование.

- Допишите окончания глаголов. Укажите их род.

На доске 5 листов с заданием для каждого ряда. Ученики по одному выходят к доске, записывают пропущенные окончания глаголов. После выполняется проверка.

зерно созрел…
собака залаял…
Надя покупал…
волк завыл…
гости заехал…
время прошл…
папа чинил…

он стоял…
дети думал…
радио молчал…
Лена варил…
папа жарил…
солнце светил…
Аля надел…

Витя жалел…
лето прошл…
Рая шил…
снег белел…
волки съел…
птица пел…
небо серел…

мама искал…
Лёня нашел…
окно блестел…
дети кричал…
озеро высохл..
Бобик лаял…
река замерзл…

врач лечил…
море бурлил…
сова ухал…
тигр рычал…
часы спешил…
ухо болел…
Вера спал…

- В предложении все слова взаимосвязаны. От какой части речи мы задаем вопрос к глаголу? (От существительного)

- От чего зависит окончание глагола прошедшего времени? (От окончания вопроса)

- Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени женского рода?

- Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени среднего рода?

- Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени мужского рода?

- Если это так, почему некоторые написали окончание - И? (Слова стоят во множественном числе)

7. Наблюдение за окончаниями глаголов прошедшего времени во множественном числе

- Измените глаголы, поставив их во множественное число прошедшего времени.

(прыгал, бежать, рисуем, шуршать, блестят, лопнет, затопил, зарядить)

- Какие окончания у глаголов прошедшего времени во множественном числе (-И)

- Попробуйте эту информацию записать коротко. (Например: прош.вр., мн.ч. -и)

- Дополните вывод о глаголах прошедшего времени. (Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определяется.)

8. Проблемный вопрос

- Вы говорили, что глаголы настоящего и будущего времени изменяются… (По лицам и числам)

- Изменяются глаголы прошедшего времени по числам? (Да). Приведите примеры.

- А по лицам изменяются глаголы прошедшего времени?

- Давайте проведем небольшое исследование.

- Но сначала давайте выскажем предположение (гипотезу): изменяются глаголы прошедшего времени по лицам или нет. (Высказывания детей)

- Как доказать наше предположение?

- Я предлагаю вам заполнить таблицу, а потом вы попробуете сделать вывод.

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч

1

Я читал

Мы читали

2

Ты читал

Вы читали

3

Он читал

Они читали

- Что заметили?

- Какие окончания у глаголов 1,2 и 3 лица в единственном числе? Во мн. числе?

Вывод: окончания те же самые. Значит, по лицам в прошедшем времени глаголы не изменяются

9. Физминутка

- Когда я буду называть глаголы ж.р, вы будете поднимать руки вверх, м.р. - в стороны, а ср.р - хлопать.

Собрал (м), придумала (ж), сверкало (с), перетащила (ж), обулся (м), залезла (ж), светило (с), насмешил (м), застегивала (ж), открутила (ж), смеялся (м), поставят (-)

10. Работа в парах

- Следующая работа в парах. Вы получите карточки, но, к сожалению, в них есть ошибки. Попробуйте их найти.

Глаголы изменяются по числам. Единственное число обозначает действие нескольких предметов. Глаголы во множественном числе: сторожили, нарядили, измерил, вкапывали.

Глаголы изменяются по временам. Прошедшее время - действие происходит сейчас. Глаголы будущего времени: ответят, запомним, наградят, подметает.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе не изменяются по родам. Глаголы среднего рода: шуршало, покачивалась, наступило, закончилось.

- Какие ошибки нашли?

11. Закрепление

- В русском языке есть краткие народные изречения, в которых отражается народная мудрость, жизненный опыт народа. Как они называются? (Пословицы)

- Вспомните пословицы о труде.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Землю красит солнце, а человека труд.
Какие труды, такие и плоды.
Кто любит труд, того люди чтут.
Терпение и труд все перетрут.
Труд человека кормит, а лень портит.

- О чем говорят эти пословицы? Объясните их значение.

12. Рефлексия

- А вы хорошо потрудились на уроке?

- Это вы узнаете, если правильно выполните небольшой тест.

Тест (на карточках)

Вставьте пропущенные буквы.

Сторож наколол… дров.
к) а л) и м) □

Люди нарубил… поленьев.
н) а о) и п) □

Плотник напилил… досок.
и) а к) и л) □

Женщина затопил… печь.
о) а п) и р) □

Бабушка испекл… оладьи.
д) а е) и ж) □

Она угостил… внуков.
е) а ж) и з) □

Кошка громко мурлыкал….
ц) а ф) и х) □

- Проверьте себя. Какое слово получилось? (Молодец)

- Подведём итог нашего урока.

- Что повторили на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- А какое задание было самым интересным?

- А какое задание было самым трудным?

- Значит, над чем будем работать на следующем уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

- Мы заканчиваем наш урок.

- На обратной стороне теста нарисован смайлик, но он не закончен. Дорисуйте его, добавьте ему настроения и повесьте на доску.