Пояснительная записка
Актуальность темы: В «Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» сформулирована мысль о том, что развитие экономики страны напрямую зависит от решения образовательной задачи по формированию у молодежи экологической культуры. Общекультурное экологическое воспитание является одной из составляющих ФГОС НОО. На внеклассных мероприятиях формируется экологическая культура компетенция, которая способствует формированию универсальных учебных действий и способствует формированию умения учиться и способность к саморазвитию.
Обоснование необходимости собственных разработок: у детей появляются затруднения в практическом применении экологических знаний, возникает необходимость углубления знаний по охране природы родного края. Чтобы заинтересовать детей используются разные виды практической деятельности в форме игры-квеста.
Новизна: разработки внеклассного мероприятия по экологии состоит в том, что игра составлена в форме квеста, который предполагает не только выполнение заданий для перехода от задания к заданию, но и разные виды деятельности экологической направленности, чтобы формировать умение работать в команде, добывать и применять знания через игру.
Цель игры: расширить и углубить экологические знания, развивать умение находить выход из различных экологических ситуаций, умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов живой природы, воспитать у учащихся гуманное отношение к природе, чувства ответственности за все живое на Земле, бережное отношение к окружающей среде.
Задачи:
- Образовательная: формирование у школьников глубокого интереса к изучению природы, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.
- Развивающая: развитие творческого мышления учащихся и применения экологических знаний на практике
- Воспитательная: формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, ИКТ, проблемная, технология системно-деятельностного подхода
Методы и приемы: демонстрация, работа с информационным материалом, наблюдение, осмысление, работа с иллюстративным материалом, групповая работа, метод поиска правильного решения.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, экран, костюмы для сказочных героев, игрушечный ёжик (проводник по сказочному лесу), таблица «Следы зверей», таблица «Отличительные признаки съедобных и ложных опят».
Время: 45 минут.
Возраст участников: 7-8 лет.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего: Сегодня, 21 марта, отмечается международный день леса.
Ребята, а вы знаете, что такое лес? (ответы детей)
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Лес - это «легкие» нашей планеты: не будь на Земле лесов, человечество давно бы уже задохнулось от вредных выбросов. Однако польза леса не только в очищении воздуха - он ещё и самый настоящий кормилец, дарующий нам ягоды, грибы и лекарственные растения.
Праздник я предлагаю отметить в лесу.
(Вбегают Шалун, Умница, Тихоня и Ёлочка)
Сказочные герои: - Стоп, праздник отменяется: на наш лес напали Злые силы. Теперь здесь все погибает; деревья, цветы и травы засыхают, птицы не поют, звери все попрятались.
Ведущий: - Что же делать? Неужели никак нельзя помочь лесу?
Сказочные герои: - Мы уже были у Мудрой Совы, и она сказала, что спасти лес от Злых сил могут только Люди смелые, умные и добрые.
Ведущий: - А наши ученики и умные, и смелые, и добрые. Ребята, поможем лесу?
Говорите, что нужно делать? Мы готовы.
Сказочные герои: - Вот вам карта нашего леса, нужно пройти весь лес и собрать 7 букв. Из этих букв сложить волшебное слово и всем вместе произнести его. Как только в лесу прозвучит это слово, Злые чары исчезнут, и лес вновь будет прежним.
Дорогу вам покажет наш проводник Ёжик.
Итак, вперед! Желаем удачи!
«Следопыты»
Перед вами дорожки звериных следов. Вы должны выбрать ту, которая принадлежит зайцу. (Дети сравнивают дорожки следов. За правильный ответ получают букву С)
Дети повторяют «Правила Природы»:
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
- не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
- не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний.
«Голоса птиц»
Перед вами, ребята, птица, которая живет в наших краях. Прослушав несколько голосов птиц, вы должны определить, какой из них принадлежит именно этой птице. (Дети сравнивают голоса птиц. За правильный ответ получают букву Х)
Дети повторяют «Правила Природы»:
- не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе.
«Зеленая аптека»
На слайде вы видите лекарственные растения. Найдите среди них растение, способное остановить кровь. (Правильный ответ: подорожник. За правильный ответ получают букву Р)
Дети повторяют «Правила Природы»:
- разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
- ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые.
«Цветочная поляна»
Задание. Среди первоцветов найдите цветы, которые в народе называют «золотыми ключиками» . (Правильный ответ: примула За правильный ответ получают букву О)
Дети повторяют «Правила Природы»:
- не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах.
«Съедобное-несъедобное»
Задание: мы долго бродили но нашему лесу, устали и проголодались, пора бы нам подкрепиться. Перед вами, ребята, ягоды: одни из них съедобны и очень полезны, другие - ядовиты. Выберите съедобные ягоды. (Правильный ответ: черника. За правильный ответ получают букву А)
Дети повторяют «Правила Природы»:
- Правила обращения с ядовитыми растениями
- Ядовитые растения уничтожать нельзя:
- Во-первых, потому что благодаря лекарственным свойствам их используют в приготовлении многих лекарств.
- Во-вторых, в природе нет ничего лишнего и ненужного, все живое на земле взаимосвязано друг с другом. Но чтобы уметь отличать ядовитые растения от неядовитых, лучше и те и другие хорошо «знать в лицо», то есть познакомиться с ними лично, чтобы не случилось непоправимых несчастий. Отличать ядовитые травы от других должен каждый. Отличать и научить этому своих близких. А также уметь оказывать первую помощь себе и другим в случае отравления или поражения.
«Грибное лукошко»
Задание: Перед вами, ребята, грибы опята: одни из них съедобны, другие - ядовиты. Выберите съедобные грибы. Учащиеся изучают отличительные признаки съедобных и ложных опят и выбирают правильный ответ. (Правильный ответ: фото №1. За правильный ответ получают букву Н)
Дети повторяют «Правила Природы»:
- Отправляясь в лес за грибами, необходимо хотя бы примерно знать и соблюдать некоторые правила их сбора, а также придерживаться элементарной культуры поведения в лесу и общения с природой. Это нужно как для сохранения грибных запасов, так и для сбережения леса - одного из важнейших источников поддержания жизни на земле.
Как известно, основой хорошего урожая грибов является здоровая, сильно разветвленная грибница (мицелий). Отсюда главное и важное правило при сборе грибов - не разрушить и не повредить грибницу. Поэтому не следует вырывать грибы из почвы - это разрывает нити грибницы и уничтожает еще не выросший урожай грибов. Возникает вопрос: что лучше - срезать, ломать или выкручивать грибы? Трубчатые (белье, подосиновики, поддубовики и др.) лучше выкручивать, пластинчатые срезать или ломать. Образовавшуюся ямку надо присыпать подстилкой или слегка притоптать, что убережет грибницу от высыхания и сохранит ее жизнеспособность. Нельзя ворошить верхний слой почвы и срывать ее покров в поисках мелких грибов.
Берите только тот гриб, который хорошо знаете. Если вы не знаете гриба - не сшибайте и не затаптывайте его, оставьте другому грибнику; ядовитый же гриб никому не причинит вреда, если его не трогать, а вот какому-нибудь животному он может понадобиться
«Стань природе другом»
Задание: учащиеся повторяют и рисуют знаки безопасного поведения в лесу. (получают букву И)
Безопасное поведение в лесу
Необходимо запомнить, как вести себя в лесу.
Чтобы общение с природой оставило только хорошие воспоминания, рассмотрим основные правила, помогающие избежать опасных непредвиденных ситуаций:
- запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
- не сжигайте высохшую траву или листья;
- не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
- не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
- не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
- не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
- не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
- не разрушайте муравейники, муравьи - это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
- не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
- не вылавливайте лягушек и головастиков;
- не убивайте пауков, не рвите паутину;
- ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
- не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;
- не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
- разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
- никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
- собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
- не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу - залог вашей безопасности.
Подведение итогов квеста
Из 7 собранных букв учащиеся собирают волшебное слово «СОХРАНИ», повторяют его 3 раза.
Сказочные герои: ребята, смотрите, наш лес ожил: птицы снова поют, цветы цветут! Спасибо, вам, ребята. Вы нам очень помогли: вы спасли наш лес.
И если каждый человек будет беречь природу, то и лес, и речка, и всё, что окружает нас, будет радовать каждого человека. Предлагаю, сделать добрую традицию, чтобы жить в согласии с природой, посадить каждому из вас дерево в нашем лесу (Учащиеся прикрепляют на доске трафареты деревьев)
Мероприятие завершается стихотворением М.Дудина.
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Список использованной литературы
- Белавина И.Г., Найденская Н. Планета - наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
- Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.
- Федосов А.Ю. Применение информационно-коммуникационных средств для решения задач экологического воспитания // Начальная школа + до и после. - 2008. - №7.