Письменные упражнения
«Узоры по клеточкам и без клеточек» | |
Копирование узора или рисунка по клеточкам | |
|
|
|
|
Копирование узора или рисунка без клеточек | |
|
|
Копирование рисунка с изменением его положения относительно направления | |
|
|
Дорисовывание правой части рисунка (симметричное рисование) | |
|
|
Дорисовывание элементов рисунка в рабочей строке (симметричное рисование) | |
|
|
«Рисование двумя руками» | |
Копирование узора по клеточкам в горизонтальной или вертикальной плоскости | |
Моделирование и конструирование по образцу
Копирование рисунка с помощью «волшебной верёвочки» | |
|
|
Конструирование объекта на плоскости из счётных палочек по образцу и по памяти | |
|
|
Моделирование на плоскости по рисунку-образцу с помощью дидактической игры «Палочки Кюизенера» | |
|
|
Моделирование по рисунку-образцу с помощью дидактической игры «Кубики Никитина» | |
|
|
Моделирование на плоскости по рисунку-образцу с помощью дидактической игры «Волшебные резиночки» | |
Пальчиковые и речедвигательные упражнения
(включают упражнения на оптимизацию межполушарного взаимодействия и использования двух рук одновременно или поочередно)
Фигурки из пальцев.
Ребёнок по образцу, а затем по инструкции взрослого моделирует живые и неживые предметы окружающего мира с помощью пальцев и кистей обеих рук одновременно. Процесс моделирования включает в себя серию показа, состоящую из 3-х последовательных предметов. В качестве усложнения используется ускорение темпа.
Например: «Зайчик-бычок (коза)», «Дом-ёлка-ёжик», «Гусь-курица-петух», «Кулак-ребро-ладонь», «Флажок-лодка-пароход».
Зайчик |
Бычок (коза) |
|
|
|
Кулак |
|
Ребро |
|
Ладонь |
|
Гусь |
|
Курица |
|
Петух |
|
Флажок |
|
Лодка |
|
Пароход |
|
Кошка |
|
Мышка |
|
Зайчик |
Логоритмические упражнения, разработанные Е.Железновой в программе для детей от 0 до 7 лет «Музыка с мамой»
В процессе выполнения данного вида упражнений ребёнок одновременно контролирует правильность воспроизведения моторного компонента действия, слухового компонента и речевого компонента действия.
Например: «Пять утят», «Я хочу построить дом», «Мышь и часы», «Цветочек», «У жирафа», «Гуси-гуси», «Рельсы-рельсы», «Капуста», «Я хочу построить дом», «Поросята», игровой массаж «Капуста», «Рельсы-рельсы».
Счетные палочки.
Ребёнок по одной палочке выкладывает из кулачка на стол. Затем собирает в кулачок со стола по одной палочке. Упражнение выполняется одновременно двумя руками или только одной рукой. Необходимо активизировать работу не только ведущей, но и не ведущей руки.
Пальчиковые игры.
Например: «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы делили апельсин», «Разотру ладошку сильно» и т.д.
Методика, предложенная Т.В.Фадеевой, для выработки у ребёнка хорошего почерка.
Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе лежат 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.
Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представьте, себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.