Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками

Ключевые слова: оптическая дисграфия


Письменные упражнения

«Узоры по клеточкам и без клеточек»
Копирование узора или рисунка по клеточкам
Копирование узора или рисунка без клеточек
Копирование рисунка с изменением его положения относительно направления
Дорисовывание правой части рисунка (симметричное рисование)
Дорисовывание элементов рисунка в рабочей строке (симметричное рисование)
«Рисование двумя руками»
Копирование узора по клеточкам в горизонтальной или вертикальной плоскости

Моделирование и конструирование по образцу

Копирование рисунка с помощью «волшебной верёвочки»
Конструирование объекта на плоскости из счётных палочек по образцу и по памяти
Моделирование на плоскости по рисунку-образцу с помощью дидактической игры «Палочки Кюизенера»
Моделирование по рисунку-образцу с помощью дидактической игры «Кубики Никитина»
Моделирование на плоскости по рисунку-образцу с помощью дидактической игры «Волшебные резиночки»

Пальчиковые и речедвигательные упражнения

(включают упражнения на оптимизацию межполушарного взаимодействия и использования двух рук одновременно или поочередно)

Фигурки из пальцев.

Ребёнок по образцу, а затем по инструкции взрослого моделирует живые и неживые предметы окружающего мира с помощью пальцев и кистей обеих рук одновременно. Процесс моделирования включает в себя серию показа, состоящую из 3-х последовательных предметов. В качестве усложнения используется ускорение темпа.

Например: «Зайчик-бычок (коза)», «Дом-ёлка-ёжик», «Гусь-курица-петух», «Кулак-ребро-ладонь», «Флажок-лодка-пароход».

Зайчик

Бычок (коза)

Кулак

Ребро

Ладонь

Гусь

Курица

Петух

Флажок

Лодка

Пароход

Кошка

Мышка

Зайчик

Логоритмические упражнения, разработанные Е.Железновой в программе для детей от 0 до 7 лет «Музыка с мамой»

В процессе выполнения данного вида упражнений ребёнок одновременно контролирует правильность воспроизведения моторного компонента действия, слухового компонента и речевого компонента действия.

Например: «Пять утят», «Я хочу построить дом», «Мышь и часы», «Цветочек», «У жирафа», «Гуси-гуси», «Рельсы-рельсы», «Капуста», «Я хочу построить дом», «Поросята», игровой массаж «Капуста», «Рельсы-рельсы».

Счетные палочки.

Ребёнок по одной палочке выкладывает из кулачка на стол. Затем собирает в кулачок со стола по одной палочке. Упражнение выполняется одновременно двумя руками или только одной рукой. Необходимо активизировать работу не только ведущей, но и не ведущей руки.

Пальчиковые игры.

Например: «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы делили апельсин», «Разотру ладошку сильно» и т.д.

Методика, предложенная Т.В.Фадеевой, для выработки у ребёнка хорошего почерка.

Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежат 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представьте, себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.