«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Представленный комплекс упражнений используется как один из обязательных этапов, используемых в групповой работе с детьми 5-8 лет, посещающих занятия по подготовке к школе, а также с первоклассниками. Использование данных упражнений носит систематический характер.
При подготовке к школе упражнения разной направленности используются на каждом занятии. Педагог может совмещать 2-3 упражнения различного вида, в зависимости от содержания конкретной темы занятия. В последующих встречах происходит чередование различных видов заданий, как необходимое условие в поддержании стойкого интереса к данной форме работы.
Цель данного комплекса упражнений: сформировать сенсомоторную координацию в системе глаз-рука и глаз-ухо-рука, как необходимое условие формирования правильного восприятия и написания букв, слогов, слов, предложений и различного рода текстов (рассказ, стих, загадка) в период обучения грамоте и на уроках русского языка.
Задача 1. Сформировать зрительно-пространственные представления о предметах, расположенных на плоскости, включая зрительный анализ и синтез.
Если у ребенка недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления на основе наглядного материала, то есть представления о форме, величине, размере предметов, об их отдельных элементах и их расположении в пространстве по отношению друг к другу (выше-ниже, слева-справа, дальше-ближе, спереди-сзади), то мы рассматриваем явные предпосылки к оптической дисграфии. В дальнейшем ребенку будет сложно улавливать все достаточно тонкие различия в написании букв, слогов, слов и даже предложений.
Задача 2. Развитие слухо-зрительно-моторной координации.
В 1999-2000гг. под руководством Психолого-педагогического центра «Здоровье» в Санкт-Петербурге проводилось исследование у дошкольников 6-7 лет на выявление предпосылок дисграфии. Анализ полученных данных показал, что предпосылки оптической дисграфии имели 45,8%, из них 27,9% связано с трудностями латерализации. У таких детей разный профиль моторной и сенсорной функциональной ассиметрии мозга.
Однако, если активизировать моторный и сенсорный каналы восприятия с помощью таких целенаправленных действий и упражнений, как копирование на плоскости, пространственное моделирование по образцу, используя также моторное повторение, включающее слуховые образы, то развивающая или коррекционно-развивающая работа приведет в последующем обучении письму к минимуму ошибок зрительно-пространственного характера.
В лаборатории нейропсихологии Института образования взрослых РАО под руководством Т.П.Хризман установлено, что у детей 6-7 лет при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная динамическая система взаимосвязанных центров слуховых, моторных, зрительных, а главное - ассоциативных зон, играющих специфическую роль в анализе эмоциональной значимости этих музыкальных воздействий.
Таким образом, использование на каждом занятии музыкальных речедвигательных упражнений, разработанных Е.Железновой, обуславливает избирательное повышение уровня функциональной активности слуховых, моторных и лобных областей мозга, отвечающих за смыслообразование и самоконтроль. Как нам известно, низкий самоконтроль при письме - причина многих ошибок, которые дети не замечают, при обучении письму и в дальнейшем периоде обучения русскому языку.
Задача 3. Сформировать предпосылки к красивому правильному почерку в контексте развития мелкой моторики руки.
Важно закрепить в период старшего дошкольного возраста хорошую подвижность, гибкость пальчиков и кисти руки в целом. При выполнении каждого упражнения с использованием пальчиковых игр, музыкальных логоритмических упражнений, а также специально подобранных наглядных игр, важно вовлекать все пальчики как левой, так и правой руки в движение.