Системное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках обществоведческого цикла в целях повышения результативности обучения

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Классы: 10, 11

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, межпредметные связи


Уровень и качество образования определяют развитие страны - ее экономику, качество жизни людей, место в мировом сообществе, безопасность, социальные достижения. Если прежняя система российского образования была направлена на получение готовых сведений и заучивание их (то есть репродуктивная модель обучения), то теперь основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.

Таким образом, умение самостоятельно работать с информацией, находить, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать на основе имеющейся информации новые знания - наиболее перспективное направление развития учебного процесса.

Для более успешной реализации целей и задач предметов гуманитарного цикла требуются активные формы и методы обучения. В настоящее время новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс, открывают быстро развивающиеся информационные и коммуникационные технологии, которые могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связывающей, практической составляющей учебного процесса.

На мой взгляд, в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий наиболее легко вписываются в учебный процесс педагогические технологии, предложенные Е.С.Полат с использованием информационно-коммуникативных технологий.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат», которая предусматривает иное содержание, более углубленное, профильно-ориентированное, данные технологии хорошо сочетаются с этими образовательными программами, поэтому они были мною определены в разряд первостепенных, а всю свою педагогическую деятельность я построила на их применении.

Последнее время основным источником приобретения знаний становится Интернет и специальные учебные компьютерные программы. Включение в учебный процесс различных источников получения информации, анализ их, оценка, критический подход должны помочь формированию самостоятельной работы обучающихся.

Еще одним важным фактом становится умение сравнивать и обобщать информацию, полученную из различных источников, творчески ее перерабатывать. Например, подготовка учеником реферата часто заканчивается копированием готовых продуктов через Интернет.

Таким образом, применение информационных и коммуникационных технологий стало в современной школе одним из важнейших путей повышения результативности образования.

Каждый урок в школе - сложная система, состоящая из элементов - этапов. Рассмотрим каждый этап с позиции использования ИКТ.

1. Организационный этап

Для реализации задач этого этапа мною применяется ролевая игра - дежурный системный администратор. В каждом классе есть обучающиеся, которые хорошо владеют техникой. Им можно поручить подготовить класс к уроку: загрузить необходимый материал, установить программы и т.д.

2. Этап проверки домашнего задания

На данном этапе мною предлагается следующее:

  • электронное домашнее задание. В именной папке учителя создается система дополнительных папок (в соответствии с классами), в которых гимназистки сохраняют электронное домашнее задание, а на уроке его демонстрируют всему классу. Например, в курсе мировой художественной культуры в 11 классе тема «Искусство маньеризма» изучается только на профильном уровне, но для общего ознакомления отдельным ученицам дается задание создать электронный вернисаж произведений Эль Греко с краткими аннотациями и выполнить стилизованный портрет или композицию в художественной манере Арчимбольдо.
  • тестирование. В данном случае используется электронное средство учебного назначения «История России», «Всеобщая история», «История искусства» и т.д.

3. Этап всесторонней проверки знаний

На этом этапе я предлагаю творчески оформить тему, в которой можно показать глубину и осознанность материала с помощью ИКТ (гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков). Например, при изучении тем «Художественная культура России в XIX веке» (история России, 10 класс) или «Изобразительное искусство реализма» (мировая художественная культура, 11 класс) дается задание выбрать полюбившееся стихотворение из творчества русских поэтов-реалистов (Н.А.Некрасов и др.), отражающее бытовые картины жизни русского народа, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников-реалистов XIX века) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (интеграция: история + информатика + литература + МХК+ музыка).

При выполнении этого задания гимназистка должна показать максимальные знания, умения и навыки, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания. Например, http://lib.ru (поэзия), http://www.tretyakov.ru\ (Третьяковская галерея), http://mp3.mmv.ru (классическая музыка).

При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, и оценивании учитель сначала должен сам выполнить задание. Это позволит ему более четко увидеть критерии оценки, трудоемкость выполнения и возможные трудности.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Важно понимать, что привлечение обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без показа практической значимости изучаемого материала.

На мой взгляд, как одним из способов повышения интереса гимназисток могут выступить тематические и предметные Интернет-ресурсы, которые важно собирать и формировать своеобразную библиотеку учителя.

5. Этап усвоения новых знаний

На данном этапе можно выделить несколько направлений: использование готовых электронных программ, самостоятельная презентация учителя и презентации учениц.

Из используемых мною готовых программ особенно можно выделить электронные средства учебного назначения «История Отечества. 882-1917», «Энциклопедия истории России. 862-1917», «История России. ХХ век», «История. Готовимся к ЕГЭ», «Всеобщая история», «История мировых цивилизаций», «История искусства. 10-11 классы», «Мировая художественная культура», «Шедевры архитектуры», «Шедевры музыки», «Шедевры русской живописи», «Русский музей. Живопись», «Музыка от эпохи Возрождения до ХХ века», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Культуры мира» и другие.

Личный опыт использования компьютерного курса позволяет сделать следующие выводы:

  • восприятие готового курса осуществляется по принципу «как кино». Поэтому задача учителя побудить учениц к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно;
  • строить подачу нового материала только на просмотре программы, как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Необходимо применять методы активизации, которые позволят это внимание удержать.

Другое направление - использование презентаций, составленных учителем либо гимназистками. Презентация помогает сделать урок более эффективным, так как дает учителю возможность заранее отобрать необходимый материал и построить его в нужном порядке. Недостаток этого направления - очень большое время на подготовку к уроку.

6. Этап закрепления новых знаний

Опрос с применением единственного компьютера выглядит достаточно проблематично. Однако, изобразительный или музыкальный ряд, показываемый учителем на уроке, усваивается гимназистками лучше, если известно, что позже потребуется не только определить историческую эпоху (век, год, имя царя, руководителя государства), но и назвать особенности политического, экономического, социального развития страны; не только перечислить, какие картины (музыкальные произведения) написал тот или иной художник (композитор), но и узнать картину (музыкальное произведение), назвать ее автора.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, мною используются интегрированные домашние задания. Таким образом, гимназистка не только разгружается, но и осознает наличие межпредметных связей, воспитывая при этом понятие целостности мира.

Примеры:

История + МХК + православная культура:

  • тема «Мир византийской культуры»: Известный художник и искусствовед И.Грабарь так выразил свое отношение к замечательной византийской иконе «Владимирской Богоматери»: «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства - нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку!» А каковы ваши впечатления? Узнайте дальнейшую судьбу этой иконы. Как она попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых народных святынь? Оформите полученные знания в виде компьютерной летописи.
  • тема «Архитектура Московского княжества»: А.И.Герцен образно выразил свое впечатление от кремлевских соборов Москвы с поднимающимся над ними Иваном Великим: «Часовой, поставленный Годуновым, в белой одежде, как рында, в золотой шапке, как князь, сторожит покой Кремля». Так ли это по-вашему? Подготовьте виртуальную экскурсию по Московскому Кремлю и расскажите о сооружениях, определивших его облик (Благовещенском и Архангельском соборах, Грановитой палате и колокольне Ивана Великого).

МХК + история:

  • «издание» электронных книг «История в портретах»;
  • тема «Реализм - художественный стиль эпохи. Изобразительное искусство реализма»: Сделайте подборку произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни русского народа. Оформите ее в виде слайд-шоу или альбома, сопроводив каждую картину краткими аннотациями.

В целом, в работе с ИКТ на уроках можно выделить ряд положительных моментов:

  • Подобные формы работы имеют в своей основе исследовательские методы, позволяющие ученикам самостоятельно искать, осмысливать и трансформировать информацию, а также познавать особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности группы участников.
  • Важнейшим свойством ИКТ в этом отношении является двусторонний характер, обеспечивающий условия для интерактивности. Появляется возможность диалога (интерактивность), что позволяет обеспечить реальное взаимодействие учителя и учащихся.
  • Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Самостоятельная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются как к авторитетному источнику информации.
  • Групповая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, культуры общения, что определяет со стороны партнеров умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседников, способность вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение товарища.
  • Использование ИКТ способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных сопутствующих умений и навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни, в том числе умение добывать информацию из различных источников и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

Есть в применении ИКТ и минусы:

  • Наиболее существенный - заданность урока, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если урок свернул в сторону, отказаться от подготовленного материала.
  • При подготовке к урокам с использованием ИКТ требуется большое количество времени.
  • Работа учащихся в группах создает сложности в оценивании, так как вклад каждого из них различен. Необходимо, чтобы ученики распределили между собой обязанности, в соответствии с которыми учитель может понять о степени выполненной учеником работы.

Список использованной литературы

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей и т.д. - Ростов-н/Д, 2001. - 160 с.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001. - 272 с.
  3. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок. - // Народное образование - 2005. - №8. - с.136-141
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М., 2006. - 816 с.