Актуальность
«Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью.
Свыше чем у 50% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день остается проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Необходимо помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь.
Здоровье и физическое воспитание - взаимосвязанные звенья одной цепи.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в дошкольном детстве и семье.
Организм ребенка дошкольного возраста быстро растет и развивается, в то же время, сопротивляемость неблагоприятным влиянием среды еще низка, ребенок легко заболевает.
В том же возрасте формируются основные движения, осанка, приобретают базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Качественно организованный двигательный режим положительно влияет на жизнедеятельность, в частности на эмоциональную сферу и настроение ребенка.
Для реализации данного направления был разработан проект «Шаг к здоровью» для работы с детьми 5-7 лет.
Проектная деятельность - это такая форма активного отдыха детей, когда все виды занятий проводятся в игровой форме, режим дня наполнен разными играми, упражнениями, развлечениями, пребыванием детей на свежем воздухе и т.д.
Цель проекта:
- организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
- совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- организовывать физкультурно-оздоровительную работу с детьми и родителями;
- повышать функциональные и адаптационные возможности организма, умственную и физическую работоспособность;
- повышать двигательную активность посредством утренней гимнастики, динамических пауз, релаксации, спортивными мероприятиями (соревнованиями, досугами), подвижными играми, мини-футболом, хоккеем на траве и т.д.;
Задачи проекта:
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- прививание интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
- организация совместных культурно-досуговых мероприятий (педагоги, дети, родители);
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Тип проекта: долгосрочный (2016 сентябрь - 2018 май).
Вид проекта: познавательно-практический.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результат:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни и навыков гигиенической культуры.
- Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.
- Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
- Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.
Методы реализации проекта:
- Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь и т.д.).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц, поговорок и т.д.).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа и т.д.).
- Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций).
Формы реализации проекта:
- Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические и пальчиковые игры.
- Двигательная деятельность: Подвижные и спортивные игры, гимнастики утренняя, бодрящая, пальчиковая, артикуляционная, зрительная, психогимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия.
- Коммуникативная деятельность: Беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, составление рассказов из личного опыта.
Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций;
Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, аппликация;
Художественная литература: Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни, выставка в книжном уголке;
Работа с родителями: Консультации, беседы, практикумы, тренинги, спортивные развлечения, экскурсии.
Инновационные образовательные технологии:
- Здоровье сберегающие технологии;
- Игровые технологии.
- Использование нестандартного оборудования.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
- Выявление представлений детей о здоровье.
- Изучение современных здоровьесберегающих технологий, их основное содержание, принципы и направление;
- Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
- Подбор информационно-методического обеспечения проекта, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
- Разработка методики применения здоровьесберегающих технологий с учетом возраста детей. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
- Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми (консультация для родителей о целях и задачах проекта).
- Разработка системы взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам оздоровления детей.
- Изготовление нетрадиционного спортивного инвентаря и оборудования.
- Приобретение ворот и мячей для игры в футбол, клюшек для игры в хоккей на траве.
- Разучивание подвижных игр и упражнений с элементами хоккея и футбола.
II этап - основной
- Реализация проекта.
- Выступление на ресурсном центре, в г.Лыткарино, на базе МДОУ №19 «Березка» - мастер-класс «Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий по физкультуре».
- Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
- Организация работы с детьми.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- физкультура
- прогулки.
- индивидуальная работа по физическому развитию.
- Оздоровительно-профилактические мероприятия:
- бодрящая гимнастика;
- пальчиковые игры;
- зрительная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- закаливающие процедуры;
- корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки;
- самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;
- упражнения на дыхание;
- использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
- Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
- воздушные ванны
- прогулки на воздухе
- босоножье (после дневного сна)
- обширное умывание /элементы/
- игры с водой
- игры в мини-футбол и хоккей на траве
- Совместные мероприятия с родителями
- участие в спортивных мероприятиях города «День физкультурника»
- дни открытых дверей для родителей с показом мероприятий «Мы - юные спортсмены», «Путешествие в страну вежливости», «На поиски сокровищ», «Школа молодого бойца», КВН «Моя мамочка самая лучшая» и др.
- спортивные досуги
- спортивно-музыкальные досуги
- спортивная олимпиада
- летняя спортивная спартакиада
- мастер-классы для родителей и педагогов, по изготовлению нетрадиционного оборудования для спортивных упражнений
- Спортивный кружок «Спортивные ребята»
- эстафеты
- спортивные соревнования между участниками кружка и детьми группы такого же возраста
- открытые мероприятия для родителей
- Посещение детей секций города
- фигурное катание
- борьба
- футбол и хоккей
III этап - заключительный
- Праздник спорта и здоровья
- Оценка результатов и отчетность.
- Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Шаг к здоровью» являются:
- Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости;
- Сформированность ценностного отношения к своему здоровью, потребности заботится о нем и о здоровье окружающих;
- Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);
- Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.
Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.