Методика формирования адекватной самооценки у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники


«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Л.С.Выготский

Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе изучения любого предмета очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата. Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе.

Методика включает 4 основных этапа:

  1. Диагностика уровня самооценки (проводим периодически).
  2. Коллективная выработка эталона самооценки.
  3. Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.
  4. Коррекция и самокоррекция.

Первый этап - диагностика. Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся.

Для этого можно использовать различные тесты, диагностики, анкеты. Я предлагаю способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки. Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Второй этап - выработка эталона. Для того чтобы что-то оценить нужен эталон (образец). Учитель вправе предложить свой эталон, либо выработать его вместе с детьми. Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в парах, группах, создать правила дружбы, повторить правила работы в парах, группах.

1. Называй товарища по имени.

2. Не шуми, общайся тихо.

3. Выслушай мнение товарища.

4. Умей доброжелательно высказать своё мнение.

5. Обоснуй свой ответ.

Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять. А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Золотое правило Библии позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.

Третий этап - самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном. Другими словами - любое задание, выполненное учеником на уроке, нужно сравнить с предложенным эталоном. Для оценивания чаще всего используем шкалу успешности (или успеха) от 1 до 10.

Четвёртый этап - коррекция и самокоррекция. Практика моей работы по данной проблеме показала, что последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной. Для этого у каждого ученика есть портфолио. Это показатель результативности коррекционной работы и хороший диагностический материал. Но нельзя забывать и про оценку учителя, акцент надо делать на положительное, например: «Ты порадовал меня», «Я горжусь тобой». При взаимопроверке дети ставят отметку ручкой другого цвета.

Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Как учитель, я стремлюсь, чтобы каждый мой ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.-Т. 2.-С. 251.
  2. Садовская И.А. Я все смогу. Формирование навыков адекватной самооценки в период безотметочного обучения / И.А.Садовская // Пачатковая школа. - 2011. - №6.
  3. Семенович А.Г. Настольная книга учителя начальных классов: учебно-методическое пособие для учителей общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / А.Г.Семенович, И.В.Федоров. - 2-е изд., доработанное. - Минск: Сэр-Вит, 2010. - 176 с. - (Мастерская учителя).
  4. Тиринова О.И. Организация контроля и оценки. Подготовительный и первый классы школ с русским языком обучения / О.И.Тиринова, И.В.Федоров // Пачатковая школа. - 2002. - №11.