Конспект внеурочного занятия на тему "Конструирование сложных предложений из простых предложений"

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык


Цель: создание условий для отработки умений учащихся ставить знаки препинания при однородных членах предложения, конструировать сложные предложения из простых предложений с помощью игрового метода.

Задачи:

  • образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложных предложениях.
  • развивающая: развить способность сравнивать, анализировать, находить закономерности в построении сложных предложений.
  • воспитательная: в процессе устных ответов учащихся воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению окружающих.

Форма организации: находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания, конструировать сложные предложения из простых предложений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Этапы

Планируемые результаты

Содержание

Наглядно-иллюстративный материал

Вступительная часть

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению
Познавательные УУД: создать условия для желания приобретать новые знания
Коммуникативные УУД: научить выполнять различные роли в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит серьёзно поработать, но для начала давайте разделимся на 2 команды. 1 команда - «Удача», 2 команда - «Чемпионы». В течение занятия я буду давать вам задания. За каждое правильно выполненное задание я буду давать жетоны. В конце игры мы посчитаем жетоны и определим победителей.

Основная часть

Метапредметные результаты: формировать умение принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Посмотрите на слайд, вставьте недостающие буквы в словах.

Пут…укладчик, рыб…лов, дров…сек, леж…бока, животн…вод, нефт…добытчик. (Каждая команда отвечает по слову, за каждый правильный ответ даю жетон)

Запишите только первые буквы слов.
Составьте из этих букв слово, добавив гласные (предложение) Молодцы, вы правильно составили слово предложение.
Это слово связано с темой нашего занятия.
Какие бывают предложения? (Простые и сложные) - даю жетон той команде, которая ответила быстрее

На доске схема
Что обозначает эта схема? (Это схема грамматической основы предложения.) - даю жетон той команде, которая ответила быстрее

____ = Расскажите, что вы знаете о грамматической основе предложения. (Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.) - даю жетон той команде, которая ответила быстрее и правильнее

Выделите грамматические основы в предложениях:
1) Дети играли на берегу озера.
2) Мальчики строили из песка крепость, а девочки из песка пекли пироги.
Чем отличаются эти предложения друг от друга? (одно сложное, другое простое)
Сколько грамматических основ в первом из них? (одна)
А во втором? (две)
Давайте разложим сложное предложение на 2 простых.
С помощью чего они соединены между собой? (с помощью союза а) - за все ответы даю жетоны.
Ребята, а теперь давайте прочитаем первое предложение и сделаем его сложным.
Дети играли на берегу озера, а ….

Молодцы. Я думаю, не сложно догадаться, что тема нашего занятия «Конструирование сложных предложений из простых предложений»

Давайте попробуем сами составить сложные предложения из простых предложений.

Сейчас мы поработаем с вами по карточкам. Вам необходимо подписать над каждым предложением, каким оно является - простым или сложным и отметить грамматическую основу предложения. Если вы выполните работу без ошибок - получите 2 балла.


Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

1 команда

1) Уже улетели на юг ласточки, скворцы, грачи, журавли.
2) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

2 команда
1) В саду чувствовался запах яблок, свежести и тишины.
2) Хозяйка принялась жарить, варить, тушить и печь.

Молодцы. Посмотрите на карточки и выполните задания, А потом мы вместе проверим.
К простому предложению из левого столбика подберите подходящее по смыслу предложение из правого столбика и составьте сложное предложение союзами И или А.

Медведь бурый.
Дикие утки улетели на юг.
Набежала чёрная туча.
Заяц осенью линяет.
Осенью листья желтеют.
Пошёл дождь.
Белка осенью линяет.
Трава жёлтая.
Ёжик зимой спит.
Белка рыжая.

Умнички. Вы справились и с этим заданием. Давайте выполним еще одно задание. Посмотрите на задания в карточке и выполните их.

Команда №1

1.Отметь предложения с однородными членами.
Загремел гром, и начался проливной дождь. 
Птицы и звери готовятся к зиме. 
Синие и серебряные шары украшали класс 
Под теплым солнышком распустились разноцветные лютики. 
Болотная клюква созревает под первым снегом. 

2.Расставь слова так, чтобы получились предложения с однородными членами.
Стучал, окнам, дождь, по, крышам, громко, по, и.
Распустились, на, ромашки, лугу, лютики, и.
Морозным, воздух, и, чист, утром, свеж.
От, пахло, аппетитно, выпечки, и, свежей, сладко.

Команда №2.

1.Отметь предложения с однородными членами.
Работа была написана аккуратно и верно. 
Ранним утром росинки весело переливаются на солнце. 
В озере мелькали золотистые и красные рыбки. 
Трещали, свистели птицы в перелеске. 
Жарким, летним утром путешественники отправились в путь. 

2. Расставь слова так, чтобы получились предложения с однородными членами.
Над, чащей, поляной, пение, березовой, над, разлеталось, звонкое.
Гудел, домов, ураганный, в, ветер, завывал, трубах
С, небо, прояснилось, восходом, и, солнца, порозовело
Тумане, виднелись, вековых, очертания, густом, деревьев, в, людей, и.

А теперь давайте сыграем в игру «Сборное предложение».вам нужно будет внимательно слушать материал, который я читаю.
Начало предложения - предлог, возьмем его в предложении: Выкатилось солнце на ясный небосклон.
Определение возьмем из предложения: Лучи солнца играют на изумрудной поляне.
Дополнение возьмем в предложении: В траве бежит поток проворный.
Сказуемое из предложения: Блестит густая роса, умытая дождем.
Прочитайте, какое предложение получилось. (На изумрудной траве блестит роса)
Молодцы! Правильно, а теперь давайте посчитаем жетоны.

слайд 1

слайд 2

На доске схема
- =

слайд 3

слайд 4-9

Карточка №1


Карточка №2

Карточка №3
слайд 10-11

Карточка №4

Заключительная часть

Регулятивные УУД:
формировать умение управлять соей деятельностью, контролировать и корректировать себя

У нас победила команда… давайте им похлопаем.
Наше занятие подходит к концу.
Вам было интересно?
Какие задания вы выполняли?
- Вы - молодцы! Какое у вас настроение?
Мне приятно было с вами работать

Карточка №1

Наступил сентябрь. ________ Стоят ясные деньки. ________ На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. _________ Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными._________ А сколько разных грибов появилось в лесу!_________

Карточка №2

1 команда

1) Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
2) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

2 команда

1) В саду чувствовался запах яблок свежести и тишины.
2) Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь.

Карточка №3

К простому предложению из левого столбика подберите подходящее по смыслу предложение из правого столбика и составьте сложное предложение с союзами И или А.

Медведь бурый.

Пошёл дождь.

Дикие утки улетели на юг.

Белка осенью линяет.

Набежала чёрная туча.

Трава жёлтая.

Заяц осенью линяет.

Ёжик зимой спит.

Осенью листья желтеют.

Белка рыжая.

Команда №1

1. Отметь предложения с однородными членами.

Загремел гром, и начался проливной дождь. 
Птицы и звери готовятся к зиме. 
Синие и серебряные шары украшали класс. 
Под теплым солнышком распустились разноцветные лютики. 
Болотная клюква созревает под первым снегом. 

2. Расставь слова так, чтобы получились предложения с однородными членами.

Стучал, окнам, дождь, по, крышам, громко, по, и.
_________________________________________
Распустились, на, ромашки, лугу, лютики, и.
_________________________________________
Морозным, воздух, и, чист, утром, свеж.
_________________________________________

От, пахло, аппетитно, выпечки, и, свежей, сладко

Команда №2

1. Отметь предложения с однородными членами.

Работа была написана аккуратно и верно. 
Ранним утром росинки весело переливаются на солнце. 
В озере мелькали золотистые и красные рыбки. 
Трещали, свистели птицы в перелеске. 
Жарким, летним утром путешественники отправились в путь. 

2. Расставь слова так, чтобы получились предложения с однородными членами.

Над, чащей, поляной, пение, березовой, над, разлеталось, звонкое.
__________________________________________________________
Гудел, домов, ураганный, в, ветер, завывал, трубах.
__________________________________________________________
С, небо, прояснилось, восходом, и, солнца, порозовело.
__________________________________________________________

Тумане, виднелись, вековых, очертания, густом, деревьев, в, людей, и.