К вопросу о теоретических подходах к организации деятельности педагогического коллектива средней общеобразовательной школы по развитию интеллектуальных способностей обучающихся

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, семантические сети, способы развития интеллекта


Интеллект (от латинского слова intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» [1, с.114].

В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке интеллекта.

Изучив научную литературу, мы выделили несколько определений интеллекта (Таблица 1).

Таблица 1. Определение интеллекта

Автор

Определение

И.Е.Дорофеева [3]

Интеллектуальное развитие - это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению.

А.Н.Митин [4]

Развитие интеллектуальных способностей - это определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, способности понимания и осмысления.

В.Д.Шадриковым [5]

Развитие интеллектуальных способности - есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.

Ф.Н.Ильясов [6]

Развитие интеллектуальных способностей - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи.

Векслер [7]

Интеллектуальные способности - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллектуальные способности рассматриваются, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Н.Н.Моисеев [8]

Интеллектуальные способности - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Проанализировав представленные выше определения, можно выделить следующие основные характеристики интеллекта (Рисунок 1):

  • умение сравнивать, адаптироваться;
  • приобретать новые знания;
  • обобщать полученную информацию;
  • делать выводы;
  • развитие речи;
  • способность к самообучению;
  • решать задачи любой сложности;
  • индивидуальный способ мышления;
  • индивидуально-психологические особенности личности.

Рисунок 1. Основные характеристики интеллекта

В работе Ж.Пиаже говорится, что в ряде теорий уровень интеллектуальных способностей связывается с особенностями организации индивидуальной базы данных. Система знаний - структура семантических данных ("семантические сети"), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила, при помощи которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Для объяснения интеллектуальной продуктивности важным являются способы хранения и воспроизведения знаний [2, c.61]. Например, процесс решения задачи опосредуется качеством представления проблемы. Это обусловлено имеющимися у субъекта знаниями и способами, которыми это знание организовано.

В Большой советской энциклопедии даётся пояснение определения «интеллект» и говорится о том, что в целом критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, что в познавательных действиях субъекта реализуются доминирующие культурные ориентации [9, с.38].

Л.С.Выготский решает проблему умственного (шире - психического) развития ребенка, а термин «интеллект» отождествляет с понятийным мышлением. Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры внешней, социально-символической деятельности (т.е. совместно со взрослым и опосредованной знаками). В качестве универсального орудия изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей [10, c.92].

Изучив работу Доналдсона М. [11] выявили такие способы развития интеллектуальных способностей обучающихся:

  1. Оптимальное время для отдыха
  2. Развивающие игры
  3. Общение с людьми
  4. Чтение книг
  5. Изобразительное искусство
  6. Постоянное обучение
  7. Самообразование
  8. Позитивное мышление
  9. Видение перспектив
  10. Физические нагрузки

Таким образом, используя какой-либо из представленных способов, можно развивать свой интеллект.

Проанализировав научную литературу и определения можно сформулировать, что интеллект - это способность человека находить выход из любой ситуации, овладевать теми или иными знаниями для решения задач, подстраиваться под жизненные ситуации и тем самым набираться опыта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 2018. - 352 с.: ил.
  2. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2019. - 381 с.
  3. Дорофеева И.Е. Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников // Проблемы педагогики. 2015. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intellektualnyh-sposobnostey-u-doshkolnikov (дата обращения: 2.03.2021).
  4. Психология управления: учебник / А.Н.Митин: Уральская государственная юридическая академия. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 400 с.
  5. Шадриков В.Д., О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология. 2014. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sisteme-intellektualnyh-operatsiy-v-strukture-sposobnostey-i-intellekta (дата обращения: 20.10.2020).
  6. Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54.
  7. Дружинин В.Н. психодиагностика общих способностей. - М.: ACADEMIA, 1996 - с.145
  8. Моисеев Н.Н., Академик Н.Н. / Моисеев и некоторые его методологические подходы к пониманию современной научной картины мира // Век глобализации. 2018. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademik-n-n-moiseev-i-nekotorye-ego-metodologicheskie-podhody-k-ponimaniyu sovremennoy-nauchnoy-kartiny-mira (дата обращения: 20.06.2021).
  9. Большая Советская энциклопедия. (в 30 томах)/ под ред. А.М.Прохоров.- М.: Советская энциклопедия. Т. 18. 2017, - 632 с.
  10. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - 331c.
  11. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М. Педагогика, 2017. - 318с.