Интеллект (от латинского слова intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» [1, с.114].
В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке интеллекта.
Изучив научную литературу, мы выделили несколько определений интеллекта (Таблица 1).
Таблица 1. Определение интеллекта
Автор
|
Определение |
И.Е.Дорофеева [3] |
Интеллектуальное развитие - это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. |
А.Н.Митин [4] |
Развитие интеллектуальных способностей - это определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, способности понимания и осмысления. |
В.Д.Шадриковым [5] |
Развитие интеллектуальных способности - есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. |
Ф.Н.Ильясов [6] |
Развитие интеллектуальных способностей - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи. |
Векслер [7] |
Интеллектуальные способности - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. интеллектуальные способности рассматриваются, как способность человека адаптироваться к окружающей среде. |
Н.Н.Моисеев [8] |
Интеллектуальные способности - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. |
Проанализировав представленные выше определения, можно выделить следующие основные характеристики интеллекта (Рисунок 1):
- умение сравнивать, адаптироваться;
- приобретать новые знания;
- обобщать полученную информацию;
- делать выводы;
- развитие речи;
- способность к самообучению;
- решать задачи любой сложности;
- индивидуальный способ мышления;
- индивидуально-психологические особенности личности.
Рисунок 1. Основные характеристики интеллекта
В работе Ж.Пиаже говорится, что в ряде теорий уровень интеллектуальных способностей связывается с особенностями организации индивидуальной базы данных. Система знаний - структура семантических данных ("семантические сети"), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила, при помощи которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Для объяснения интеллектуальной продуктивности важным являются способы хранения и воспроизведения знаний [2, c.61]. Например, процесс решения задачи опосредуется качеством представления проблемы. Это обусловлено имеющимися у субъекта знаниями и способами, которыми это знание организовано.
В Большой советской энциклопедии даётся пояснение определения «интеллект» и говорится о том, что в целом критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, что в познавательных действиях субъекта реализуются доминирующие культурные ориентации [9, с.38].
Л.С.Выготский решает проблему умственного (шире - психического) развития ребенка, а термин «интеллект» отождествляет с понятийным мышлением. Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры внешней, социально-символической деятельности (т.е. совместно со взрослым и опосредованной знаками). В качестве универсального орудия изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей [10, c.92].
Изучив работу Доналдсона М. [11] выявили такие способы развития интеллектуальных способностей обучающихся:
- Оптимальное время для отдыха
- Развивающие игры
- Общение с людьми
- Чтение книг
- Изобразительное искусство
- Постоянное обучение
- Самообразование
- Позитивное мышление
- Видение перспектив
- Физические нагрузки
Таким образом, используя какой-либо из представленных способов, можно развивать свой интеллект.
Проанализировав научную литературу и определения можно сформулировать, что интеллект - это способность человека находить выход из любой ситуации, овладевать теми или иными знаниями для решения задач, подстраиваться под жизненные ситуации и тем самым набираться опыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 2018. - 352 с.: ил.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2019. - 381 с.
- Дорофеева И.Е. Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников // Проблемы педагогики. 2015. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intellektualnyh-sposobnostey-u-doshkolnikov (дата обращения: 2.03.2021).
- Психология управления: учебник / А.Н.Митин: Уральская государственная юридическая академия. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 400 с.
- Шадриков В.Д., О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология. 2014. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sisteme-intellektualnyh-operatsiy-v-strukture-sposobnostey-i-intellekta (дата обращения: 20.10.2020).
- Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54.
- Дружинин В.Н. психодиагностика общих способностей. - М.: ACADEMIA, 1996 - с.145
- Моисеев Н.Н., Академик Н.Н. / Моисеев и некоторые его методологические подходы к пониманию современной научной картины мира // Век глобализации. 2018. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademik-n-n-moiseev-i-nekotorye-ego-metodologicheskie-podhody-k-ponimaniyu sovremennoy-nauchnoy-kartiny-mira (дата обращения: 20.06.2021).
- Большая Советская энциклопедия. (в 30 томах)/ под ред. А.М.Прохоров.- М.: Советская энциклопедия. Т. 18. 2017, - 632 с.
- Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - 331c.
- Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М. Педагогика, 2017. - 318с.