Опыт анализа содержания общеразвивающих программ дополнительного образования, по развитию интеллектуальных способностей обучающихся в разрезе нормативно-правовых документов РФ и локальных актов МБОУ «СОШ №7» города Нефтеюганска

Разделы: Администрирование школы, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: рабочая программа


МБОУ «СОШ №7» города Нефтеюганска организует дополнительное образование обучающихся по следующим нормативно-правовым актам:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Редакция от 30.04.2021(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) [1].
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 20.06. 2019 № P-63) [2].
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2020 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [3].
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2020 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [4].

Основными задачами ОУ является обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.

На занятиях педагоги дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Учащиеся под руководством педагогов участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов ОО организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных для обучения указанных категорий учащихся, педагогическими работниками, прошедшими соответствующую профессиональную подготовку и переподготовку.

Рассмотрим имеющиеся образовательные программы обучающихся в разрезе направлений дополнительного образования в МБОУ «СОШ №7» (Таблица 1):

Таблица 1

Рабочие программы по направлениям

Направление

Образовательные программы

Возраст учащихся

Цель образовательной программы

Художественное

Программа хореографического ансамбля «Улыбки детства»

6-18 лет

Включение детей в художественно-эстетическую деятельность; развитие художественного вкуса, формирование интересов и потребностей, имеющих общественно значимый характер

Творческая лаборатория

10-14 лет

Заинтересовать учащихся, побудить интерес к творчеству в доступной для них форме, расширить знания и представления о декоративно-прикладном искусстве.

Вокальный ансамбль «Лазурит» «Ассорти»

8-17 лет

Формирование устойчивого интереса к искусству своего народа и других народов мира.

Мир чудес

8-17 лет

Развитие эстетического вкуса, инициативы самостоятельно принимать решения, повышение самооценки и уверенности в себе.

Ловкие ладошки

8-17 лет

Передача духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Техническое

Программа «Волшебный мир дерева»

10-14 лет

Познакомить обучающихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла

Туристско-краеведческое

Программа «Пост №7»

10-14 лет

Воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой округ, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Физкультурно‑спортивное

Программа «Карате»

7-10 лет

Приобщение детей к искусству традиционного каратэ.

Программа «Спортивный клуб START»

7-10 лет

Проведение физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, родителями и выпускниками, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Программа «Баскетбол»

11-17 лет

Программа дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Программа «Теннис»

11-17 лет

Проведение обширной коррекционно-развивающей работы (коррекция мелкой моторики, точности движений и др.), формирование физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Социально-педагогическое

Программа «Школа безопасности

13-16 лет

Подготовка учащихся к участию в школьных и городских соревнованиях

Социальное проектирование «Я и другие»

10-12 лет

Привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества

В нормативно-локальных актах МБОУ «СОШ №7» представлены основные технологии и методы реализации программы.

Исследовательские методы.

Лабораторные и экспериментальные занятия:

  • опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;
  • лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;
  • эксперименты;
  • опытническая работа на участке.

Метод проблемного обучения:

  • проблемное изложение материала, анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;
  • эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
  • объяснение основных понятий, определений, терминов;
  • создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
  • (задания, демонстрация опыта, использование наглядности);
  • самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
  • самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему;
  • поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:

  • разработка проектов, программ;
  • построение гипотез;
  • моделирование ситуации;
  • создание новых способов решения задачи;
  • создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;
  • создание творческих работ: рассказов, повестей, сказок;
  • разработка сценариев спектаклей, праздников;
  • художественное конструирование;
  • создание произведений декоративно-прикладного искусства;
  • проектирование (планирование) деятельности;

Метод игры:

  • дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные;
  • игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
  • игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра;
  • настольные, электротехнические, компьютерные игры, конструкторы.

Наглядный метод обучения:

  • картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;
  • демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи);
  • демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии;
  • видеоматериалы, диафильмы, учебные фильмы.

Изучив нормативно-правовую литературу, содержание общеразвивающих программ дополнительного образования, можно сделать вывод, что оно соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям обучающихся МБОУ «СОШ №7».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Редакция от 30.04.2021(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021)
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 20.06. 2019 № P-63).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2020 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2020 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».