МБОУ «СОШ №7» города Нефтеюганска организует дополнительное образование обучающихся по следующим нормативно-правовым актам:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Редакция от 30.04.2021(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) [1].
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 20.06. 2019 № P-63) [2].
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2020 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [3].
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2020 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [4].
Основными задачами ОУ является обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.
На занятиях педагоги дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Учащиеся под руководством педагогов участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов ОО организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных для обучения указанных категорий учащихся, педагогическими работниками, прошедшими соответствующую профессиональную подготовку и переподготовку.
Рассмотрим имеющиеся образовательные программы обучающихся в разрезе направлений дополнительного образования в МБОУ «СОШ №7» (Таблица 1):
Таблица 1
Рабочие программы по направлениям
Направление
|
Образовательные программы |
Возраст учащихся |
Цель образовательной программы |
Художественное |
Программа хореографического ансамбля «Улыбки детства» |
6-18 лет |
Включение детей в художественно-эстетическую деятельность; развитие художественного вкуса, формирование интересов и потребностей, имеющих общественно значимый характер |
Творческая лаборатория |
10-14 лет |
Заинтересовать учащихся, побудить интерес к творчеству в доступной для них форме, расширить знания и представления о декоративно-прикладном искусстве. |
|
Вокальный ансамбль «Лазурит» «Ассорти» |
8-17 лет |
Формирование устойчивого интереса к искусству своего народа и других народов мира. |
|
Мир чудес |
8-17 лет |
Развитие эстетического вкуса, инициативы самостоятельно принимать решения, повышение самооценки и уверенности в себе. |
|
Ловкие ладошки |
8-17 лет |
Передача духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. |
|
Техническое |
Программа «Волшебный мир дерева» |
10-14 лет |
Познакомить обучающихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла |
Туристско-краеведческое |
Программа «Пост №7» |
10-14 лет |
Воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой округ, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. |
Физкультурно‑спортивное |
Программа «Карате» |
7-10 лет |
Приобщение детей к искусству традиционного каратэ. |
Программа «Спортивный клуб START» |
7-10 лет |
Проведение физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, родителями и выпускниками, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. |
|
Программа «Баскетбол» |
11-17 лет |
Программа дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. |
|
Программа «Теннис» |
11-17 лет |
Проведение обширной коррекционно-развивающей работы (коррекция мелкой моторики, точности движений и др.), формирование физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. |
|
Социально-педагогическое |
Программа «Школа безопасности |
13-16 лет |
Подготовка учащихся к участию в школьных и городских соревнованиях |
Социальное проектирование «Я и другие» |
10-12 лет |
Привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества |
В нормативно-локальных актах МБОУ «СОШ №7» представлены основные технологии и методы реализации программы.
Исследовательские методы.
Лабораторные и экспериментальные занятия:
- опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;
- лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;
- эксперименты;
- опытническая работа на участке.
Метод проблемного обучения:
- проблемное изложение материала, анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
- объяснение основных понятий, определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
- (задания, демонстрация опыта, использование наглядности);
- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему;
- поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
- разработка проектов, программ;
- построение гипотез;
- моделирование ситуации;
- создание новых способов решения задачи;
- создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;
- создание творческих работ: рассказов, повестей, сказок;
- разработка сценариев спектаклей, праздников;
- художественное конструирование;
- создание произведений декоративно-прикладного искусства;
- проектирование (планирование) деятельности;
Метод игры:
- дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные;
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра;
- настольные, электротехнические, компьютерные игры, конструкторы.
Наглядный метод обучения:
- картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;
- демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи);
- демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии;
- видеоматериалы, диафильмы, учебные фильмы.