Применение интеллект-карт в период языковой и психологической адаптации детей мигрантов

Разделы: Русский язык


Образовательное учреждение, в котором я работаю, расположено в отдаленном микрорайоне города Нефтеюганска. В 1991 году, после распада СССР, в Россию, в том числе и в ХМАО, хлынул поток мигрантов. Город Нефтеюганск не стал исключением, и 11 микрорайон настороженно стал принимать переселенцев из стран Ближнего Зарубежья. Место расположение образовательного учреждения тоже сыграло свою роль в его социальном статусе. Дешевое деревянное жилье позволило резко увеличить количество приезжающих иностранных граждан, плохо владеющих русским языком или не знающих его вовсе.

Дети мигрантов имели низкий уровень учебной мотивации, плохо владели русским языком (для них он был неродным, чужим); приезжали с устойчивыми представлениями о культуре и традициях своей народности и сложно адаптировались к традициям местного населения. Поэтому одной из главных тем нашей школы стала тема толерантности, развитие отношений от конфликта к гармоничному взаимодействию.

Путь к пониманию и принятию иной культуры был труден: в холле школы танцевали национальные танцы, пели народные (и далеко не русские песни), звучала чужая речь и конфликт культур был, казалось, неизбежен. В 2012 году возникла идея создания проекта, который устраивал бы все стороны. На основании приказа Департамента образования и молодёжной политики ХМАО - Югры от 28.04.2012 № 457 «О поддержки инновационных проектов на базе региональных инновационных площадок в 2012 году» МБОУ «СОШ № 7» начала апробацию программы «Адаптация и социализация детей мигрантов в социальное и культурное пространство ХМАО - Югры». А с 2016 года школа стала центром культурно-языковой адаптации детей мигрантов.

В мае 2021 года Приказом Департамента образования и молодежной политики города Нефтеюганска был организован центр культурно-языковой адаптации детей мигрантов в обновленном виде с учетом перемен в мире, обществе, жизни людей, а программа «Социальная адаптация детей мигрантов» в очередной раз заняла 1 место в муниципальном этапе регионального конкурса лучших практик.

Семинар «Языковая адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов» стал традиционным мероприятием в первые дни сентября.

Адаптационный период затягивается на 1-2 года, проходит тяжело, сопровождается агрессией у мальчиков и плаксивостью у девочек, нежеланием идти в школу. А родители-мигранты вполне удовлетворены уровнем знаний своих детей, так как сами порой говорят на русском языке намного хуже или не говорят совсем.

Так появилось желание облегчить преодоление языкового барьера моих учеников, повысить их успеваемость, а значит, и самооценку, снизить тревожность. Для реализации своей идеи я использовала интеллект-карты британского психолога Тони Бьюзена (конец 1960-х годов), когда он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов.

Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра - ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам.

В интеллект-карту можно уместить параграф, текст, абзац, правило.

В центре - главная идея, от нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Дети мигрантов также, как и другие дети, любят гаджеты и не представляют себе жизнь без интернета, они общаются в тик-токах, фэйсбуках и т.д. Они плохо говорят и пишут на русском языке, но им интересны смайлики, стикеры и т.д. Их клиповое мышление сыграло на руку. Как оказалось, они с удовольствием изготавливали своим руками «поделки», даже не догадываясь о том, что мастерили клип-схемы из подручного материала. Работы получались очень яркие и запоминающиеся, они отражали не только изученные орфограммы и литературных героев, но и чувства детей, какие они испытывали при изучении русского языка и русской литературы. Особенно мне запомнился колючий забор из цветной бумаги, который ребенок изобразил на своей клип-схеме, спрятавшись от такого чужого ему русского языка.

В конце учебного года уроки родного русского языка и родной русской литературы стали вызывать у детей только положительные эмоции.

Несколько примеров интеллект-карт.