Контрастное водное закаливание детей в бассейне

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение плаванию, закаливание


Вступление

В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы часто забываем, что самое главное - вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового и доброго человека. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье.

В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека, имеющий огромное значение, поскольку идет бурно и стремительно. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Да и не всегда родители хотят решать эти вопросы. Тем важнее использовать всё разнообразие средств и методов в воспитании здорового молодого поколения. Но я как специалист, который ведет и занятия по плаванию, и, зная трудности и особенности проведения занятий в бассейне, стала замечать, что в последнее время контингент воспитанников можно разделить на 2 группы. Одна группа - родители активно поддерживают занятия по плаванию в детском саду с младшего возраста, другая - считают, что ребенок обязательно будет болеть после бассейна, поэтому не разрешают посещать бассейн. Я думаю надо подробно рассказывать о благотворном влиянии на организм ребенка занятий в бассейне.

Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли здесь дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринять, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям? Необходимо закаливание.

Под закаливанием принято понимать способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается.

Люди по разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и тепла - их называют закаленными; другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.

Что же такое простуда? Это временное снижение сопротивляемости организма инфекции под влиянием переохлаждения. Одна из ведущих мер борьбы - закаливание. Так что же такое закаливание?

Закаливание - это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в образовательных учреждениях, так и дома.

Основная часть

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.

Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть.

Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.

Горячим сторонником использования в оздоровительных целях обтираний, обмываний и холодных ванн был реформатор античной медицины Гиппократ. Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим».
Идеи его нашли распространение в трудах ученых других стран. В Азии, например, взглядов Гиппократа придерживался великий ученый, философ и врач Ибн Сина (Авиценна). Абу Али ибн -Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности, как Демокрит, Асклепиад и другие. В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, массаж, лечебная гимнастика, диета.

Особое значение закаливанию придавалось на Руси. «Русские - крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства. Е.А.Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси «...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам».

Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье.

Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» (1773 г.) писал: «Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней». Прославленный русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: «Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды». Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Правильное и регулярное проведение контрастных процедур приводит к тому, что ребенок перестает болеть. Почему это происходит? В зимнее время под воздействием холода происходит резкое сужение сосудов, в том числе и с носоглоточной области, поэтому вирус свободно проникает в организм. У закаленного человека реакция на холод обратная, сосуды стоп резко расширяются при попадании на холод, и вслед за ними расширяются и сосуды верхних дыхательных путей, поэтому вирус, попадающий в организм, встречает барьер и ему тяжелее проникнуть дальше.

Кроме положительного эффекта для здоровья, контрастные процедуры способствуют выработки эндорфинов и адреналина, у вас улучшается настроение, вы чувствует прилив сил. Поэтому не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на снег во время прогулки, у вас будет возникать желание побегать по нему босиком.

Солнечные и воздушные ванны самый простой и доступный способ закаливания ребенка. Они очень активно влияют на иммунитет ребенка, причем, чем меньше его возраст, тем больше чувствительность к ультрафиолету. Поэтому летом детям до года солнечные ванны вообще не назначаются. Очень осторожно следует проводить солнечные ванны для детей с повышенной возбудимостью. Очень опасны прямые солнечные лучи летом, поэтому процедуры следует проводить только при рассеянном солнечном свете, так как в нем много ультрафиолетовых и мало инфракрасных лучей, которые и вызывают перегрев организма.

А вот осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи уже не вызывают перегревы, поэтому их попадание на ребенка полезно.

Летом световоздушные ванны для детей от года до трех можно проводить при температуре 20 градусов с 9 до 12 часов, при более жарком климате с 8 до 10 часов. Продолжительность первой ванны составляет 5 минут, постепенно время увеличивается до 30-40 минут. Нельзя проводить воздушные ванны при температуре свыше 30 градусов.

После солнечных ванн хорошо проводить водные процедуры. После купания, даже если температура воздуха достаточно высокая, обязательно нужно вытирать ребенка, так как влажная кожа способствует переохлаждению.

Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.

Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положения тела, способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник.

Плавание - это, прежде всего, закаливание. Вода в бассейне +30-32 градуса, а вот температура воздуха уже +28 градусов, в раздевалке - +25-26 градусов. Постоянная разница температур уже создает эффект закаливания.

В нашем детском саду проводятся дополнительные закаливающие процедуры. Приняв тёплый душ, дети заходят в бассейн-ванну, температура воды+ 30 градусов, температура воздуха +26-+28 градусов.

Продолжительность каждого занятия по плаванию составляет 15-30 минут в зависимости от возраста. Через 7-10 минут мы проводим обливание из шланга, где температура воды ниже на 2-3 градуса, чем в ванне бассейна. Продолжительность процедуры 2-3 минуты. Вода, которой ребенка обливают, имеет более низкую температуру, чем вода в бассейне. Затем ребенок вновь опускается в бассейн. После плавания дети принимают теплый душ и растираются банным полотенцем. Обязательным условием, обеспечивающим высокую эффективность данной методики закаливания, является постепенностью достижения конечного контраста температур. Способ достижения конечного контраста температур может быть различным: понижение температуры воды обливания, понижение температура воды в бассейне и их сочетание.

Этот метод является более интенсивным по сравнению с воздушным. Его эффективность обусловлена высокой теплоемкостью воды (в 28 раз выше) и, соответственно, более выраженной охлаждающей способностью по сравнению с воздухом.

Сначала ребенок должен разогреться, поэтому следует включить теплую воду (кстати, вы можете начинать закаляться вместе с малышом, вдвоем под душем даже веселее). Воду постепенно нужно делать погорячее. Начинать прогревание следует со ступней, затем перейти на ладони, а потом на спину. Спина прогревается сверху вниз. Чтобы ребенок не испугался резкой смены температуры воды, обыграйте этот переход: «Ну а теперь мы с тобой попали под дождик!», и обливаете прохладной водой малыша в тоже последовательности - ноги, ладошки, спина сверху вниз, затем опять включаете теплую воду. Смену температуры воды следует делать три раза.

Важно всегда начинать с прогревания, а заканчивать холодным обливанием. Для начала контраст воды может быть не очень резким (смотри за реакцией ребенка, главное, чтобы ему было приятно). Постепенно увеличивайте разницу температур и количество процедур (до 7 раз). Прежде чем одевать малыша, заверните его на несколько минут в полотенце или простынь (не вытирая), и пусть он посидит несколько минут.

Контрастный душ процедура бодрящая, поэтому проводить ее лучше утром, или днем, а не перед сном. Очень важно, чтобы ребенку нравилось обливание, чтобы ему было приятно и весело.

Использование контрастных процедур возможно в детском саду во время зарядки (правда, только для ножек). Вам нужны 3-4 тазика холодной воды и столько же горячей. Поочередно ставятся тазики с горячей и холодной водой, и дети преодолевают «полосу препятствий». Обязательно начинать нужно с тазика с горячей водой.

Если вашему ребенку не понравился контрастный душ попробуйте начать закаливание с контрастного обливания ножек. Вам понадобятся два тазика (для холодной и горячей воды). Воды должна доходить до середины голени малыша. Для первой процедуры температура горячей воды 38-40 градусов, холодной на 3-4 градуса меньше. Сначала опускаем ножки ребенка в таз с горячей водой (1-2 минуты), затем в «перепрыгиваем» в холодную воду (до 20 секунд). Переход туда и обратно повторяем 3 раза. Каждые 5 дней температуру холодной воды снижайте на 1 градус и постепенно доводите до 17-12 градусов.

Для того, чтобы контрастные процедуры давали эффект их нельзя прерывать (даже во время болезни). Они способствуют более быстрому протеканию болезни.

Выводы

Водное закаливание оказывает мощное воздействие на организм. Вода - общепризнанное средство закаливания, направленное на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Можно без преувеличения сказать, что оно является неисчерпаемыми источником приумножения здоровья детей различного возраста.

Плавание даёт детям:

  • Закаливание, профилактика простудных и других заболеваний укрепление иммунитета
  • Формирование правильной осанки
  • Улучшение обмена веществ, сна, аппетита
  • Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата
  • Предупреждение плоскостопия
  • Улучшение физических способностей: координации движений, силы, выносливости
  • Помощь при синдроме повышенной возбудимости
  • Обучение плаванию
  • Положительные эмоции

Наверное, нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К.И.Чуковский в знаменитом «Мойдодыре»:

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,-
И в ванне и в бане
Всегда и везде Вечная слава воде!

Список используемой литературы

  1. Анохина И.А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, (Растем здоровыми).
  2. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления. // Дошкольное воспитание, 2008.
  3. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления. // Дошкольное воспитание. № 6 2008.
  4. Воронцова И.М. Беленький Л.А. /Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С.-Петербург: Медицина, 2003.
  5. Т.Л.Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика - синтез, 2006. - 112с.
  6. Шанина Л. Плавание - крепость здоровья //Дошкольное воспитание, 2001.