Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройство внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия. Расстройство, как правило, возникает рано и проявляется в течение первых 7 лет.
Оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ - 4-5 лет, когда уже можно объектировать наличие расстройства внимания.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребенку в трудовой и социальной деятельности (в учебе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог. Лечение СДВГ всегда должно быть комплексным и включать методы модификации поведения. Важное место занимают медикаментозная терапия. Она назначается врачом, по 2-3 курса в год. В процессе диагностики обычно используются вопросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские обследования и т.д.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Однако из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а, следовательно, у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.
Типичная родительская жалоба - это неудовлетворенность уровнем развития внимания у ребенка. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у ребенка. В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном. Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются.
Подсказки для развития внимания у детей:
- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.
- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
- Давая задания ребенку, помните. Что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
- Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии ребенка и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину и по возможности сократите количество отвлекающих факторов.
- Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного опыта, разработаны некоторые подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ.
Основные принципы взаимодействия с ребенком:
- Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, оставаться спокойным. Не говорить в приказном тоне.
- Общаться эмоционально, монотонная речь быстро утомляет.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо и тактильный.
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком - недопустимы.
Требования к организации и методике проведения занятий:
- Занятие должно иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводить по стереотипным правилам.
- Форма организации занятий - индивидуальная или в небольшой подгруппе.
- Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать картинками. Предметами и т.д.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Использовать разнообразный материал.
- Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на блоки.
- Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузки, не упрощая задания.