РУССКИЙ ЯЗЫК, 3 КЛАСС
Тема: Корень слова. Однокоренные слова. |
Тип: изучение нового материала |
|||
Задачи:
|
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
||
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, сигнальные карточки |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Организация урока, оформление классной работы в тетради (слайд 1) |
||||
Актуализация необходимых знаний |
||||
Предлагает прочитать предложения.
Учиться всегда пригодится.
Спрашивает, как можно назвать их одним словом. Просит объяснить смысл пословиц и выбрать одну из них девизом урока. Обращает внимание на орфограмму -тся/ -ться (слайд 2) в выбранной пословице и предлагает записать ее каллиграфически правильно. Просит объяснить цель данного задания. |
Читают предложения.
Отвечают: «Пословицы», аргументируют свой ответ. Объясняют смысл предложений, одну из пословиц выбирают девизом урока. Записывают пословицу в тетрадь, отмечают орфограмму. Высказывают свое мнение. |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
Проводит словарную работу (слайд 3). Спрашивает, где можно уточнить правописание данных слов, организует самопроверку. Просит составить из букв, вставленных на места пропусков, новое слово. Организует лексическую работу по толковому словарю (слайд 4). Предлагает сформулировать тему урока и поставить цели (слайды 5 - 6). |
Записывают под диктовку словарные слова, выполняют самопроверку по слайду. Составляют слово «корень».
Выясняют лексические значения составленного многозначного слова. Выполняют задание учителя. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
Организует работу в парах: предлагает проанализировать данные слова, решить, являются ли они однокоренными, и обосновать свой ответ (слайды 7 - 8). Просит дать определение понятиям «однокоренные слова», «корень слова» (слайд 9). |
Доказывают, что 2 слова первой группы являются однокоренными, а все слова второй группы - синонимы.
Объясняют, на каких основаниях слова можно отнести к однокоренным. |
|||
Физминутка (слайд 10)
|
||||
Организует работу с учебником (с.74 упр.130): прочитать предложения; найти в них однокоренные слова и объяснить их лексическое значение. Выясняет цель данной работы. Предлагает записать в тетрадь однокоренные слова, выделить в них корень; организует самопроверку (слайд 11). Акцентирует внимание на единообразное написание корня, просит обозначить орфограмму непроверяемой безударной гласной. Читает стихотворение о корне (слайд 12).
Слово с деревом похоже,
Просит дать определение понятию «корень слова» (слайд 13). |
Читают предложения, находят в них однокоренные слова, аргументируя свой выбор. Высказывают свое мнение о цели данной работы. Записывают однокоренные слова, соблюдая правила каллиграфии, выполняют самопроверку. Графически обозначают корень слова и орфограмму безударной гласной в нем.
Слушают учителя. Объясняют лексическое значение слов, способ их образования, доказывают, что слова являются однокоренными.
Выполняют задание учителя. |
|||
Физминутка (слайд 14)
|
||||
Выясняет значение слова «горняк» (слайд 15). Предлагает назвать «лишние» слова и аргументировать свой ответ. Организует работу (фронтальную и парную) с учебником (с.75 упр.132): подобрать к 1-му слову однокоренные, записать их и выделить корень; 1 группе записать однокоренные слова ко 2му слову, 2 группе - к 3-му, 3 - к 4-му; выделить корень; определить, являются ли оставшиеся слова однокоренными; записать их, выделив корень фронтальная проверка |
Высказывают свои предположения, выясняют истинное значение. Называют слова «сок», «горевать», объясняют свой выбор. Выполняют задания учителя, осуществляют проверку. |
|||
Физминутка для глаз (слайд 16) |
||||
Организует самостоятельную работу с разноуровневыми заданиями (по выбору); взаимопроверку (слайд 17):
найти «лишнее», разделить слова на группы однокоренных слов, выделить корень |
Выбирают задания разной сложности, самостоятельно их выполняют, осуществляют взаимопроверку в парах. |
|||
Подведение итогов |
||||
Организует рефлексию учебной деятельности: Можно ли сказать, что некоторые слова из пословиц подходят к теме урока? Почему? Достигли ли поставленных в начале урока целей? Что такое корень? Какие слова - однокоренные? Как найти корень? Предлагает с помощью сигнальных карточек «Листочки» оценить результаты своей работы на уроке. Сообщает, что на следующем уроке работа по теме продолжится (слайд 14). Объясняет домашнее задание: с. 74-75 выучить правила, упр. 131/133 (на выбор) |
Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы, повторяют алгоритм выделения корня слова и нахождения групп однокоренных слов.
Оценивают свою работу.
Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы. |