Основы религиозных культур и светской этики. Тема: «Совесть»

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: совесть


Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:

  • понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности,
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,
  • овладение логическими действиями, сравнения, обобщения,
  • установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,
  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
  • осознание качества и уровня усвоения,
  • мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,
  • развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения,
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность),
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм,
  • формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

  • развитие рефлексии «чистая совесть»,
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность,
  • согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал - задания для ситуаций, конверты с пословицами.

Ход урока

Оргмомент

Ребята, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему, пусть на протяжении урока у вас будет позитивный настрой.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: актуализация знаний

Групповая работа:

1 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой СО (сопереживание, сострадание, сочувствие, сожаление)

2 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой БЕС (бессовестный, безжалостный, бесчувственный, бесчеловечный, бессердечный, безнравственный, бескультурный)

Беседа:

  • Какие чувства отображают ваши слова? (Добрые - злые)
  • С каким человеком вы бы хотели дружить? Почему?
  • Что мы испытываем, когда совершаем недоброе? (Стыд)

Комментарий учителя: Приставка Со означает близость к чему-либо в жизни человека: беде - радости, горю - счастью.

Приставка Бес, Без означает отсутствие чего-либо в человеке: жалости, воспитанности.

Как вы думаете, кто или что нам подсказывает, что мы совершаем хорошее или плохое?

Давайте вместе разберёмся.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Прочитаем рассказ Аркадия Гайдара.

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Этап первичной проверки понимания изученного

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

- Почему Нина решила не идти в школу?

- Зачем же она пошла в рощу украдкой?

- Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?

- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

- Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?

- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

- Давайте понаблюдаем за настроением девочки.

- Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

- Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.

- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

- Почему Нине было стыдно?

- Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.

Выяснение имеющихся у учащихся представлений о совести.

- Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Вывод: Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть.

- В конце рассказа Нина плакала? Почему?

- Она раскаялась.

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

Этап закрепления изученного

Совесть - это голос, звучащий внутри нас.

Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд - близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Совесть в человеке работает, работает его душа.

  1. Перед выбором совесть подсказывает - можно - нельзя;
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются. Как нужно жить с совестью?

Вывод: Жить с совестью нужно в ладу.

Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Надо:

  1. Слышать совесть;
  2. Слушать совесть;
  3. Поступать по её подсказкам.

Работа в двух группах над афоризмами и пословицами.

Дети разбирают пословицы и поговорки, написанные на карточках, объясняют, почему им понравилась именно эта пословица или афоризм:

Самое главное украшение - чистая совесть.

Чистая совесть есть постоянный праздник

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести…

Совесть - это наш внутренний судья…

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, кошки на душе скрести.

Когда совесть молчит? Когда мы убиваем её.

Задание «В подъезде»

Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.

Что вы можете сказать о Вове? А о соседке? Как бы вы поступили на месте Вовы?

У Олега на уроке сломалась ручка. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.

Почему Таня дала ручку Олегу? Какая Таня девочка? Что можете сказать об Олеге? Как должен был поступить Олег?

Беседа

Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Что дает человеку чистая совесть?

Чистая совесть обеспечивает уважение.

Чистая совесть даёт силы - для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт возможность - видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

Чистая совесть даёт надежду - на изменение мира к лучшему.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла.
  • Не допускайте грубости.
  • Во всём помогайте ближним.
  • Будьте добрым человеком.

Рефлексия. Оценка

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова….

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…

Домашнее задание

Дома вы продолжите работу по данной теме.

Найдите и запишите пословицы, поговорки о совести.