Раннее выявление творческой и интеллектуальной одаренности через внеурочную деятельность

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование


В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслить. Следовательно, одной из приоритетных задач школы является создание условий для развития различных видов одаренности учащихся.

Понимая это, наша творческая группа в составе учителей начальных классов Рассол Н.Д., Тутаевой И.Л., Евстигнеевой Т.Ю., работая над составной частью школьного мегапроекта «Казачьему роду нет переводу», а именно над социальным, практико-ориентированным, познавательно-творческим проектом интегрированного типа «Воспитание патриота. Казаком быть - добро творить» наряду с основными задачами проекта, направленными на достижение его цели: разработки программы конкретных действий, для создания образовательного пространства, способствующего воспитанию гражданина России, патриота малой Родины, определили и задачу выявления творческой и интеллектуальной одарённости учащихся. Данная работа требует от учителей специальных знаний по педагогике и психологии. Поэтому мы прошли курсы повышения квалификации по теме «Система работы с высокомотивированными и одарёнными учащимися».

Опираясь на материалы курсов и знание возрастных особенностей младших школьников нами были и подобраны формы работы, которые способствуют решению всех поставленных задач, при этом дают возможность проявлять индивидуально- творческий подход к детям.

Представляем вашему вниманию эти формы: создание мини-энциклопедии, экскурсии, переменка с увлечением, конкурс, викторина, выставка, семейное дело, праздник.

Как же мы организуем образовательный процесс так, чтобы ребенок смог раскрыть свой творческий потенциал, чтобы ему было интересно учиться и общаться с учителем и со сверстниками? Раскроем это на примере такой формы работы, как праздник. Праздник для ребёнка это всегда яркие эмоции и игра. А в современной психологии показано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию.

Работа над ним проводилась в несколько этапов:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Подготовительный этап

На подготовительном этапе мы разработали сценарий праздника «Цветов» в составе творческой группы учителей Рассол Н.Д., Тутаевой И.Л., Евстигнеевой Т.Ю. Провели родительское собрание, на котором родителям разъяснили цели и задачи данного праздника, а также какие формы сотрудничества мы ждем от них при подготовки этого мероприятия. Далее начали работать с детьми. Узнав тему праздника, среди детей возник интерес и волнение, потому что праздник всегда интересно. Применив прием «Мозговой штурм» среди детей, мы узнали, что они хотят видеть в этом празднике и услышали для них привычные формы работы (чтение стихотворений, загадки, песни, танцы и т.д.). Обобщив предложения детей, мы стали распределять и создавать творческие группы:

  • Всезнайки
  • Танцевальная группа «Васильки»
  • Цветочная мастерская
  • Веселые нотки
  • Умелые чтецы

Каждый ребенок мог записаться сразу в несколько групп. Были и такие, которые не захотели нигде участвовать по разным причинам, но и конечно те, которые хотели попробовать себя во всех группах. Мы им это предоставили, воспользовавшись приемом «творческий перекресток», что увеличило время подготовки к празднику. Но тем временем дало возможность каждому прочувствовать свои силы и возможности в том или ином виде деятельности. Часть детей ходят заниматься в танцевальные кружки, часть никогда не пробовали этого, но хотели. Поэтому на первые две репетиции были приглашены все желающие. По окончанию передвижения детей по «творческому перекрестку», дети должны были определиться и выбрать для себя одну творческую группу. Как работает т.п.? Этот прием родился в нашей группе, когда мы начали распределять среди учителей кто отвечает за какое направление работы (и прошел свою первичное апробирование). Каждый день в течение недели после уроков дети могли остаться и посетить любую интересную для них группу. Кто-то сделал быстро выбор, кто-то нуждался в совете, были и такие, кто вообще не хотел участвовать, но зная их скрытые возможности, мы им настойчиво рекомендовали уговорами, в процессе игры, взаимодействия с родителями. Нацеливали ребенка на то, что он тоже может показать свои способности в ходе этого праздника.

Основной этап

Проведение мероприятия. В момент проведения праздника в зале присутствует большое количество гостей в лице родителей, администрации школы, приглашенных гостей из общественных организаций. Именно в этот момент дети почувствовали результат своего труда, получили положительный отклик, что, несомненно, укрепляет их веру в собственные силы, свои возможности, которые дальше они будут применять с большим воодушевлением.

Заключительный этап

На следующий день после праздника в каждом классе были подведены итоги. Отметили детей, у которых все получилось. Также обсудили с ребята, что по их мнению, не получилось. Рассказали, на что обратить внимание, чтобы в будущем их деятельность была более яркой и успешной. На этом же этапе строили с детьми планы на будущее, где еще они смогут проявить свои выявленные способности и таланты. Дети высказали желания и в дальнейшем проводить подобные, яркие мероприятия. На что нами было предложено провести праздник «Ты читатель» для первоклассников в рамках второго направления «С книгой поведешься - ума наберешься».

Мы рассказали о празднике, как одной из форм работы по раннему выявлению творческой одаренности у младших школьников. Ранее в нашем выступление вы видели и другие формы работы. Прием «творческий перекресток» помог детям в дальнейшем определиться с кругом своих интересов творческих и интеллектуальных, что отражено в данной диаграмме (школьное НПК 8 человек, краевом конкурса "Эврика Юниор" для 1-4 классов 6 человек, муниципальный конкурс в номинации «Художественное чтение» 3 человека, в номинации "Литературное творчество" 2 человека, в номинации "Декоративно-прикладное искусство" 2 человека, всероссийском конкурсе "Интеллект Будущего" 2 человека). В общей сложности 27 % детей из 3 классов приобщились к творческому процессу. Ребята были слушатели, исполнители, творцы! Это промежуточный результат реализации проекта «Воспитание патриота. Казаком быть - добро творить». Мероприятия второго и третьего направления будут также способствовать выявлению и раскрытию детских талантов.

Презентация