Главной задачей педагогической деятельности учителя-логопеда является развитие речи у воспитанников. Поскольку все они являются дошкольниками, важная роль в их становлении принадлежит игре. Ведь, по мнению Льва Семёновича Выготского, игра действительно развивает высшие психические функции, в том числе и речь. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать как можно больше игровых приёмов, чтобы формы, средства реализации моего педагогического действия были интересны детям и давали нужный результат. Также привлекаю как можно больше органов чувств, чтобы мои воспитанники лучше и быстрее получали и закрепляли новые знания. Ведь чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешнее будет итог логопедической работы. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает… Самый главный секрет педагогического действия с дошкольниками - это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у педагога и ребёнка. А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя долго ждать.
Для этого мною были придуманы игровые интерактивные презентации-сказки, которые можно использовать как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий с дошкольниками старших и подготовительных групп детского сада при обучении грамоте. Также они эффективны и в качестве домашнего задания. Данную форму работы можно применить и к детям более младшего возраста, сократив и упростив содержание.
В каждой презентации есть свой сюжет и сказочный герой, имя которого содержит изучаемый звук (Например, Щенок Пищалкин в презентации «Звук и буква Щ»). Также я добавила музыкальное сопровождение. Ребёнок вместе с персонажем выполняет различные задания, справившись с которыми он помогает главному герою. Дети настолько увлекаются игрой, что занятия проходят интересно, разнообразно. Анимированные эффекты помогают создать некую тайну. Что же будет дальше?...Дошкольники проявляют заинтересованность, ведь они не могут оставить в беде главного героя, который становится им другом.
Изначально в результате проведения таких занятий я планировала, что у детей сформируется звукобуквенный анализ и синтез, что ускорит процесс обучения грамоте. Среди моих воспитанников большинство имеет как нарушение звукопроизношения, так и сочетанно другие заключения, например, дизартрию, при которой, помимо многих проблем, поставленные звуки очень плохо закрепляются и вводятся в самостоятельную речь. Благодаря игровой и доступной форме моих презентаций-сказок, дети учатся не только читать, но и лучше анализировать собственную речь, слышать поставленные ранее логопедом звуки и правильно их произносить в речевом потоке. Соответственно быстрее проходит этап автоматизации звуков.
Пусть первое путешествие дошколят в мир знаний с помощью педагога будет увлекательным, интересным, и детсадовская пора приятно запомнится воспитанникам на всю жизнь!