Чрезвычайные ситуации и правовые аспекты обеспечения защиты населения от них

Разделы: История и обществознание, ОБЖ, Общепедагогические технологии

Класс: 8


8 класс

Обоснование темы и методики занятия

Главной целью урока было систематизация знаний в области классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, показать социальные функции государства, права и обязанности граждан в условиях ЧС. При рассмотрении данной темы одной из задач было подвести учащихся к осмыслению предметной интеграции ОБЖ и обществознания как инструментов способствующих целостному восприятию социальных явлений окружающей действительности.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок.

Цель: познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с действиями при чрезвычайных ситуациях и правовыми аспектами обеспечения защиты населения.

Задачи:
1) дать определение ЧС и рассмотреть и классификацию;
3) дать характеристику социальные функции государства, основным правам и обязанностям граждан;
4) развивать навыки поиска информации из сети интернет;
5) развивать навыки создания мультимедийной презентации и ее устной защиты перед аудиторией класса;
6) формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, воспитывать самостоятельность, внимание, чувство взаимопомощи.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Методы и технологии обучения:

  • метод проблемного изложения,
  • частично поисковый метод,
  • кейс-технология,
  • технология смыслового чтения,
  • ИКТ-технологии,
  • здоровьесберегающие технологии.

Приемы работы учителей:

  • фронтальная беседа,
  • организация работы с источниками,
  • образное повествование,
  • обобщающая беседа.

Оборудование урока: компьютер, ноутбуки (с настроенной сетевой папкой, находятся у учеников на партах), мультимедийная доска.

Основные понятия: ЧС, ЧС техногенного характера, ЧС природного характера, органы государственной власти, органы местного самоуправления, права и обязанности граждан, компенсация, субсидия, эвакуационные мероприятия, средства индивидуальной защиты.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
  3. Классификация ЧС.
  4. Социальные функции государства, права и обязанности граждан.
  5. Создание презентации учащимися по предложенному алгоритму.
  6. Физминутка.
  7. Защита презентаций учащимися.
  8. Оценки учеников.
  9. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Демонстрация нарезки видеоматериалов, демонстрирующие проявления ЧС различного характера и работу спасательных служб.

II. Вступительной слово учителя

Демонстрация нарезки видеоматериалов, демонстрирующие проявления ЧС различного характера и работу спасательных служб. Задание. Просмотрев эту видеозапись, сформулируйте тему, цель и задачи нашего урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. Обсуждают совместно с учителем. Озвучивают.

III. Классификация ЧС

Учитель предлагает выполнить задание с помощью интернет-ресурса Learningapps.org (https://learningapps.org/display?v=po47s56yc2, https://learningapps.org/display?v=pr24889xa01.) Вначале учащиеся самостоятельно выполняют задания при помощи своих смартфонов, сканируя QR-код, отображенный на мультимедийной доске. После того как все справились, один из учеников выполняет это задание на мультимедийной доске. В завершении учащимися формулирует вывод о классификации ЧС.

IV. Социальные функции государства, права и обязанности граждан

На данном этапе происходит актуализация знаний учащихся по предмету «Обществознание» в рамках темы «Социальные функции государства, права и обязанности граждан». Организуется беседа с учащимися, в ходе которой формулируются основные выводы. Школьники работают с учителем, демонстрируют свои знания по проблемному вопросу.

V. Создание презентации учащимися по предложенному алгоритму

Учитель подводит итог предыдущим этапам и сообщает о том, что необходимо более подробно углубиться в суть проблемы урока. Для этого педагог объясняет ребятам суть задания (учащимся необходимо на предложенную случайным образом чрезвычайную ситуацию создать группой презентацию и защитить ее), демонстрирует план создания презентации. Учащие получают алгоритм структуры презентации:

  1. Определение понятия.
  2. Причины.
  3. Вероятные последствия.
  4. Порядок действий.
  5. Полномочия органов государственной власти различных уровней.
  6. Права и обязанности граждан при ЧС.

Учащиеся делятся на группы (оптимально две). После уяснения учащимися задания, они приступают к самостоятельной групповой работе. При возникающих вопросах предметного или технического характера учитель оказывает помощь. Информацию, касающуюся ЧС, учащиеся осуществляют путем поиска в сети интернет, источником для выполнения пунктов плана 5, 6 будет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №63-ФЗ (выдержки из данного закона для учащихся подготавливает учитель и располагает их в сетевой папке, где учащиеся должны ими воспользоваться).

VI. Физминутка

Учитель организует физминутка для учеников продолжительностью 3 минуты.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

  • Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз.
  • Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз.
  • В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Упражнения для расслабления пальцев рук:

  • Поднимать руки над столом, сжимать-разжимать кулаки.
  • Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, пока­зать его.
  • Руки сцеплены в замок. Пытаться разъединить руки. Разъединить.
  • Развести пальцы. Пальцы собраны в кулак. Развести пальцы.

VII. Защита презентаций учащимися

Представители групп защищают свои презентации перед классом, при необходимости отвечают на поставленные вопросы.

VIII. Оценки учеников

Учитель выставляет и комментирует отметки совместно с учащимися.

IX. Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы путем голосования через QR-код. Результаты голосования отображаются на интерактивной доске.

Вопросы к рефлексии:

1. Получил ли я полезную информацию на уроке?

- да,
- нет,

2. Доволен ли я своей работой на уроке?
- да,
- нет,

3. Было ли комфортно работать на уроке?
- да,
- нет.

X. Домашнее задание. Дифференцированное домашнее задание

На отметку «3»

На отметку «4»

На отметку «5»

Прочитать параграф. Ответить на вопросы

Прочитать параграф. Ответить на вопросы. Составить кроссворд из 10 понятий и терминов.

Прочитать параграф. Составить план по тексту параграфа. Для этого выделить основные смысловые фрагменты текста и озаглавить каждый из них (отработка задания 21 ОГЭ по обществознанию)