8 класс
Обоснование темы и методики занятия
Главной целью урока было систематизация знаний в области классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, показать социальные функции государства, права и обязанности граждан в условиях ЧС. При рассмотрении данной темы одной из задач было подвести учащихся к осмыслению предметной интеграции ОБЖ и обществознания как инструментов способствующих целостному восприятию социальных явлений окружающей действительности.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок.
Цель: познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с действиями при чрезвычайных ситуациях и правовыми аспектами обеспечения защиты населения.
Задачи:
1) дать определение ЧС и рассмотреть и классификацию;
3) дать характеристику социальные функции государства, основным правам и обязанностям граждан;
4) развивать навыки поиска информации из сети интернет;
5) развивать навыки создания мультимедийной презентации и ее устной защиты перед аудиторией класса;
6) формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, воспитывать самостоятельность, внимание, чувство взаимопомощи.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Методы и технологии обучения:
- метод проблемного изложения,
- частично поисковый метод,
- кейс-технология,
- технология смыслового чтения,
- ИКТ-технологии,
- здоровьесберегающие технологии.
Приемы работы учителей:
- фронтальная беседа,
- организация работы с источниками,
- образное повествование,
- обобщающая беседа.
Оборудование урока: компьютер, ноутбуки (с настроенной сетевой папкой, находятся у учеников на партах), мультимедийная доска.
Основные понятия: ЧС, ЧС техногенного характера, ЧС природного характера, органы государственной власти, органы местного самоуправления, права и обязанности граждан, компенсация, субсидия, эвакуационные мероприятия, средства индивидуальной защиты.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
- Классификация ЧС.
- Социальные функции государства, права и обязанности граждан.
- Создание презентации учащимися по предложенному алгоритму.
- Физминутка.
- Защита презентаций учащимися.
- Оценки учеников.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Демонстрация нарезки видеоматериалов, демонстрирующие проявления ЧС различного характера и работу спасательных служб.
II. Вступительной слово учителя
Демонстрация нарезки видеоматериалов, демонстрирующие проявления ЧС различного характера и работу спасательных служб. Задание. Просмотрев эту видеозапись, сформулируйте тему, цель и задачи нашего урока.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. Обсуждают совместно с учителем. Озвучивают.
III. Классификация ЧС
Учитель предлагает выполнить задание с помощью интернет-ресурса Learningapps.org (https://learningapps.org/display?v=po47s56yc2, https://learningapps.org/display?v=pr24889xa01.) Вначале учащиеся самостоятельно выполняют задания при помощи своих смартфонов, сканируя QR-код, отображенный на мультимедийной доске. После того как все справились, один из учеников выполняет это задание на мультимедийной доске. В завершении учащимися формулирует вывод о классификации ЧС.
IV. Социальные функции государства, права и обязанности граждан
На данном этапе происходит актуализация знаний учащихся по предмету «Обществознание» в рамках темы «Социальные функции государства, права и обязанности граждан». Организуется беседа с учащимися, в ходе которой формулируются основные выводы. Школьники работают с учителем, демонстрируют свои знания по проблемному вопросу.
V. Создание презентации учащимися по предложенному алгоритму
Учитель подводит итог предыдущим этапам и сообщает о том, что необходимо более подробно углубиться в суть проблемы урока. Для этого педагог объясняет ребятам суть задания (учащимся необходимо на предложенную случайным образом чрезвычайную ситуацию создать группой презентацию и защитить ее), демонстрирует план создания презентации. Учащие получают алгоритм структуры презентации:
- Определение понятия.
- Причины.
- Вероятные последствия.
- Порядок действий.
- Полномочия органов государственной власти различных уровней.
- Права и обязанности граждан при ЧС.
Учащиеся делятся на группы (оптимально две). После уяснения учащимися задания, они приступают к самостоятельной групповой работе. При возникающих вопросах предметного или технического характера учитель оказывает помощь. Информацию, касающуюся ЧС, учащиеся осуществляют путем поиска в сети интернет, источником для выполнения пунктов плана 5, 6 будет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №63-ФЗ (выдержки из данного закона для учащихся подготавливает учитель и располагает их в сетевой папке, где учащиеся должны ими воспользоваться).
VI. Физминутка
Учитель организует физминутка для учеников продолжительностью 3 минуты.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
- Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз.
- Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз.
- В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.
Упражнения для расслабления пальцев рук:
- Поднимать руки над столом, сжимать-разжимать кулаки.
- Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его.
- Руки сцеплены в замок. Пытаться разъединить руки. Разъединить.
- Развести пальцы. Пальцы собраны в кулак. Развести пальцы.
VII. Защита презентаций учащимися
Представители групп защищают свои презентации перед классом, при необходимости отвечают на поставленные вопросы.
VIII. Оценки учеников
Учитель выставляет и комментирует отметки совместно с учащимися.
IX. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы путем голосования через QR-код. Результаты голосования отображаются на интерактивной доске.
Вопросы к рефлексии:
1. Получил ли я полезную информацию на уроке?
- да,
- нет,
2. Доволен ли я своей работой на уроке?
- да,
- нет,
3. Было ли комфортно работать на уроке?
- да,
- нет.
X. Домашнее задание. Дифференцированное домашнее задание
На отметку «3» |
На отметку «4» |
На отметку «5» |
Прочитать параграф. Ответить на вопросы |
Прочитать параграф. Ответить на вопросы. Составить кроссворд из 10 понятий и терминов. |
Прочитать параграф. Составить план по тексту параграфа. Для этого выделить основные смысловые фрагменты текста и озаглавить каждый из них (отработка задания 21 ОГЭ по обществознанию) |