«Организация творческого процесса учителем
должна осуществляться не с позиций авторитаризма,
а представлять собой одну из форм сотрудничества с
учениками»
П.A.Оржековский
Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.
Недостатком традиционной системы обучения была стандартизация многих моментов: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе:
- невысокая учебная мотивация школьников,
- учение ниже своих способностей,
- пассивность и беспомощность учащихся
- и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Цель: выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.
Задачи:
- выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии;
- создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии);
- расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемый результат:
- личностное развитие детей;
- адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
- удовлетворенность детей своей деятельностью;
- совершенствование исследовательских навыков детей;
- интеллектуальное и творческое обогащение детей;
- опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;
- умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;
Методическое обеспечение;
- обеспечить научно-методическую поддержку талантливых детей;
- организовать работу кружков естественно - научного направления, разработать соответствующие учебные программы;
- разработать темы исследовательских проектов по химии.
Представление об одаренности, изложенное в концепции, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.
Например, знакомство с пространством мы начинаем с знакомства общей карты. Если вы хотите познакомиться с городом можно начать с того, что узнать какие достопримечательности есть в данном городе, если вы летите на самолете, вы стараетесь рассмотреть эти достопримечательности, но мы понимаем, что в любом городе есть и спальные районы, где живут обычные люди, мамы, папы, дети, у них свои заботы и быт. И если сойти с традиционных туристических троп, то мы можем увидеть даже большие красоты этого города. Какое отношение это имеет к образованию? В образовании все тоже самое, есть основные, нахоженные тропы, что сейчас актуально и современно и конечно если в названии мы видим ФГОС, информационные технологии, игровые технологии - это те тропы в основные «Кремли» туристического маршрута, но иногда нужно отходить от этого маршрута. Мы должны понимать куда движется образование - нравиться нам это или нет. Что такое технологии обучения?
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова приводится следующее определение: «Технология - совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»
Педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Ключевые слова:
- о системе (есть учитель и ученик), хотим управлять, не просто двигались, а понимали куда мы движемся, управлять этим процессом ( место. время);
- педагогическая технология отличается от технологии производства (ребенок - не предмет).
Педагогические практики: более конкретные приемы (ТРИЗ, дидактическая эвристика).
Одним из интересных методов формирования критического мышления является метод Эдварда де Боно, который получил название «Шесть шляп мышления. Этот метод успешно много лет реализуется в школьной практике.
Цель метода: научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления и при решении проблем.
Суть метода: шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.
Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначит своё мышление, мы принимаем на себя определённую роль, на которую эта шляпа указывает.
Таким образом, технология РКМ является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Чёрная шляпа. Чёрный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Чёрная шляпа покрывает собой всё дурное - то, что страшится людских глаз. Чёрная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски.
Жёлтая шляпа. Жёлтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Жёлтая шляпа полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление. Под жёлтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа даёт возможность вам их изложить.
Зелёная шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Синяя шляпа. Это режим наблюдения за самим процессом мышления. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т.п.).
Рассмотрим на примере урока-конференции в 11 классе по теме «Химия и проблемы охраны окружающей среды. Кислотные дожди».
Проблема: Проблема «кислотных дождей» стала одной из экологических проблем глобального масштаба. Может ли человек оздоровить окружающую среду, снять угрозу кислотных дождей?
Красная шляпа: Как Вам кажется, существенно ли человек влияет на климат Земли своей деятельностью? Как Вы относитесь к проблеме кислотных дождей? Какие Ваши личные наблюдения, заставляют говорить о вреде «кислотных дождей»? Как Вы думаете, стоит ли людям, живущим в больших городах опасаться дождя, снегопада, тумана?
Белая шляпа: Что вам известно о проблеме, связанной с «кислотными дождями»? Какие Ваши личные наблюдения, заставляют говорить о вреде «кислотных дождей»? Когда и кем впервые был введен термин «кислотные дожди»? Дайте определение понятия кислотности. Укажите причины появления вредных оксидов в атмосфере. Какие химические реакции лежат в основе этого процесса? Напишите уравнения превращений кислотных оксидов в атмосфере. Составьте уравнения реакций, приводящих к образованию кислот в атмосфере, реакции, ведущие к разрушению конструкций, зданий.
Желтая шляпа: Какие существуют основные способы предотвращения попадания кислотообразующих выбросов в атмосферу? Как происходит улучшение экологической ситуации? Какие методы используют для защиты памятников культуры и ценных архитектурных сооружений?
Черная шляпа: Все ли перечисленные методы являются экономически выгодными? В реализации какого метода наблюдаются наибольшие трудности?
Зеленая шляпа: Оденьте зеленую шляпу и
проделайте эксперимент: Проведите эксперимент и объясните, что
показывает данный эксперимент:
Даны 4 пробирки, 4 железных гвоздя, медная проволока, 2 куска
цинка, раствор соляной кислоты, вода.
Ход эксперимента
- 1 стакан: Fe + H2O
- 2 стакан: Fe + р-р НCl
- 3 стакан: Fe + Zn + H2O
- 4 стакан: Fe + Zn + р-р НCl
Стакан №1. Железо слабо прокорродировало, в чистой воде коррозия идет медленнее, так как это слабый электролит.
Стакан №2. Скорость коррозии выше, чем в первом случае, следовательно, НCl увеличивает скорость коррозии.
Стакан №3. Железный гвоздь в контакте с цинком не корродирует.
Стакан №4. Железный гвоздь в контакте с цинком в растворе НCl не корродирует, коррозии подвергается в данном опыте цинк.
Внимание: необходимо учесть все требования техники безопасности при проведении эксперимента! Предложите свои варианты экологически чистого топлива. Предложите свои способы предотвращения «кислотных дождей»; составьте необходимые диаграммы, схемы.
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить → владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы с одаренными детьми, опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет, как учителю не стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию; самореализации; освоению новых технологий, практик; развитию информационной культуры; освоению роли тьютора.
Литература
- Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Программа Обучение здоровью. Москва, 2005 г.
- Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998 г
- Чернавская А.П. РКМПЧП как педагогическая технология. Н. Новгород, 2001 г.