В 1971 году на заброшенном участке земли с необычным рельефом Анатолий Иванович Борисенко основал усадьбу. Выставочное пространство было основано еще в советское время. По словам коллекционера, временем создания музея истории культуры Ракитянского района можно считать 7 февраля 1981 года.
В процессе осмотра усадьбы можно познакомиться со скульптурными портретами: Героев Советского Союза и Героев социалистического труда - уроженцев Ракитянского района, государственных деятелей, военачальников, людей самых разных профессий. Здесь можно увидеть афиши концертов хора военно-патриотической песни и танцевального ансамбля «Ракита», тексты стихов песен владельца усадьбы, фотографии, а также материалы, посвященные творческой деятельности А.И.Борисенко, старинные орудия труда и предметы крестьянского быта.
Двор усадьбы также является частью экспозиции. В нем располагаются скульптуры не только выдающихся деятелей, но и сказочных персонажей, большая коллекция предметов крестьянского быта, орудий труда, уникальная коллекция кирпичей, производившихся в XIX-XX веках на местных кирпичных заводах.
На территории усадьбы Анатолий Иванович регулярно проводит мероприятия и встречи, посвященные памятным датам и праздникам.
В целом, коллекция музея разделена на несколько тематических зон:
- Бюсты и скульптуры исторических личностей, героев ВОв, ветеранов войны и труда и т.д.
- Экспозиция, посвященная деятельности Хора Воинов Запаса и Детского хора военно-патриотической песни под руководством А.И. Борисенко
- Фото-выставка истории Ракитянского края
- Выставка предметов труда и быта
- Предметы из личного архива А.И.Борисенко.
Одни из наиболее выдающихся экспонатов музей - это:
- Коллекция старинных кирпичей с клеймами. 1870-1960-е гг.;
- Штык к винтовке Мосина образца 1930-х гг.;
- Макет скульптурного элемента "Советский воин у орудия";
- Макет скульптурного элемента "Орден Отечественной войны";
- Макет скульптурного элемента "Красноармеец Грайворонского революционного полка";
- Скульптура малых форм "Память";
- Макет скульптуры "Памятник сапёрам";
- Макет мемориального комплекса воинам Грайворонского революционного полка;
- Макет мемориальной плиты Дадыкиной Н.Ф., пятисотнице, звеньевой свекловодческого звена колхоза им.Калинина;
- Коллекция сельских орудий труда XX в.
Так как руководитель музея - скульптор, отдельная экспозиция - его скульптурные произведения. Бюстами представлены все руководители СССР, некоторые правители Российской империи (например, Петр I), выдающиеся полководцы (А.Суворов), выдающиеся граждане советской эпохи (Ю.Гагарин), современники скульптора - ракитянские врачи, учителя, ветераны Великой Отечественной войны, руководители поселка, ветераны труда и т.д.
К предметам личного архива относятся множество наград, дипломов, грамот, благодарственных писем и благодарностей А.И.Борисенко и усадьбе-музею.
Фото-выставка истории Ракитянского края показывает ключевые события культурной жизни района 1970-2000 годов. Здесь запечатлены культурные мероприятия (например, первый ракитянский конкурс «Молодость, красота, грация» 1987 года, Праздник ул. Луговой 1988 г., фотографии выступлений творческих коллективов района и др. события культурной жизни).
В ходе работы было произведена атрибуция некоторых экспонатов и составление музейных карточек, описание некоторых экспонатов выставки предметов труда и быта.
Глиняные горшки в традиционном крестьянском быту - самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Форма печного горшка была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи - вокруг узкой нижней части он обкладывался дровами или углями, таким образом, жар охватывал горшок со всех сторон.
Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги. Деревянное коромысло очень удобно для переноски воды. Вёдра, надетые на него, кажутся женщинам более лёгкими.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло - в правой. Коромысло имело форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Литые чугунные утюги, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Основание до середины имеет прямоугольную форму, затем к передней части форма переходит в треугольную. По боковой стенке два отверстия полукруглой формы для воздуха. Ручка потемневшая; в правой передней части - небольшой скол, есть продольные трещины снизу - справа. Появились они в XVIII веке и еще производились в нашей стране даже в 60-х гг. XX столетия. Чугунный утюг разогревался очень долго - не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды - манжет, воротничков, кружев - пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони.
Ухват или рогач - длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом. Иногда ухват использовали и как орудие нападения и обороны. Также ухват использовали в обрядах. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи. Выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе из дома хозяина не ушел из дома домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Когда выносили из дома покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. На святках из ухвата и надетого на него горшка делалась голова быка или лошади, туловище изображал человек. Придя на святочное гуляние, быка «продавали», то есть ударяли по его голове топором, чтобы горшок разбился.
Бармаки - вилы для корнеплодов, состоящие из трубки для черенка и зубьев с шарообразными элементами на концах, служащие для уменьшения повреждения клубней картофеля и корнеплодов свеклы при подборке и погрузочно-разгрузочных работах. Недостатками этих вил являются сложность и трудоемкость их изготовления, а также непригодность для уборки урожая.
Пила маховая продольная - строительный инструмент для распиливания брёвен на доски. Длина самого полотна около 120 см. Лезвие постепенно сужается до 11 см. Длина лезвия 120 см. Зубцы высотой 2 см. На широком концелезвия двумя болтами прикреплена изогнутая железная ручка длиной 40см с отверстием на конце. На пиле нет одной ручки, местами рассохлось дерево, лезвие ржавое.
Медный таз середины XX века диаметром 50 см. Использовался, в основном, для варки варенья, а так же в других целях.