В.А.Сухомлинский писал: "Общение с искусством - одна из больших радостей жизни". Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только "особо" одаренных, но и всех детей.
Формирование творческой, самостоятельной и инициативной личности - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Использование нетрадиционных техник в рисовании, развивает у детей не только фантазию и творчество, но и оказывает положительное влияние на развитие таких процессов, как мышление, внимание, память, самостоятельность и инициатива. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует с цветом, линией, пятном. В процессе творческой продуктивной деятельности у ребёнка формируются и развиваются определённые способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, зрительно-моторная координация, мелкая моторика рук. При непосредственном контакте с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционное рисование отличается художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычными приёмами работы, которые не требуют особых ручных умений и способностей, а больше напоминает игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого малыша. Кроме того, такие техники рисования дают ощущение новизны и являются толчком к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность экспериментирование в изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным творчеством и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая эстетический вкус и воображение, можно, если в работе использовать не только классические техники, но и попробовать поэкспериментировать с необычной техникой рисования - пуантилизм. При ознакомлении с данной техникой были поставлены следующие задачи:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пуантилизм;
- расширять представления детей о средствах выразительности (цвет, точка, ритм, композиция);
- расширять представление о жанрах изобразительного искусства, их особенностях;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- способствовать развитию инициативы и творчества посредством освоения новой техники рисования-пуантилизм.
Пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. Пуантилизм основан на том, что краски на палитре не смешиваются. Яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.
Знакомство с техникой пуантилизм я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Сначала мы рисовали пальчиком, нанося краску на контур, а затем ватной палочкой, с использованием одного цвета и одной фактуры - точки. Работа с цветом - важнейшая часть обучения, развивающая творческое мышление, внимание и память. Поэтому закреплению цвета я уделяю особое внимание. Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании мы пользуемся шаблонами или трафаретами. Просто заполняя части рисунка точками нужного цвета, ребенок получает силуэт яблока, ягоды, цветов. Можно также рисовать сначала цветные контуры предметов с помощью точек, а потом заполнять весь силуэт. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег, неваляшку или снеговика. Такая техника всегда интересна детям младшего дошкольного возраста. Когда мы используем гуашь и знакомим детей с основными цветами, необходимо развести краску нужной консистенции и просто обмакивать ватную палочку в краску, заполняя все пространство. Все рисунки объединяет то, что они монохромны.
Когда дети перешли в среднюю группу, мы вместе с родителями пополнили уголок изобразительной деятельности и подготовили различные художественные материалы - фломастеры, гуашь, ватные палочки, маркеры, трафареты, штампы, образцы рисунков для рисования в нетрадиционной технике. Маленькие дети всегда с удовольствием наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. Контрастные по цвету точки, расположенные рядом, сливаются единым по цвету пятном и вызывают неподдельный восторг у детей.
В старшем дошкольном возрасте, мы продолжили работать в технике «пуантилизм», но уже с учетом возраста детей изменилась и техника. Сначала ребенок наносит рисунок, затем заполняется все пространство. В качестве материалов для рисования может быть использована ватная палочка, сухая кисть, маркер, перо, и т.д. Рисование сухой кистью дает ощущение воздушности и объема, а ватная палочка делает пятно более точным. Далее мы перешли к рисованию сюжетных эпизодов и к сюжетному рисованию. В коллективном творчестве данная техника может использоваться частично, в качестве материала мы использовали сухую кисть-щетину для рисование зимних деревьев.
Изобразительные материалы в старшем дошкольном возрасте можно изготовить самим вместе с детьми (применить пластиковую трубку использованного фломастера и губку или рифлёную кружочками деталь конструктора, поролон, штамп, маркер, гелевую ручку).
Рисование в старшем дошкольном возрасте с использованием данной техники послужило толчком к рисованию отметода подражания к самостоятельному выполнению замысла. Причем у детей со слабыми техническими навыками наблюдается большое желание экспериментировать и не бояться смешивать цвета и оттенки. Такая техника интересна в работе как индивидуально, так и в парах, и в коллективном творчестве. Дети договариваются о том, кто какую часть будет выполнять, дают советы друг другу, обсуждают и вместе достигают замысла картины. Сделав предварительный рисунок, юные художники начинают наносить точки с самого светлого оттенка. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
При выполнении живописных работ в стиле пуантилизм разными цветами гуашью, акрилом и даже акварелью используют чистые, не смешиваемые на палитре краски: по теории пуантилизма смешение цветов и получение задуманного художником эффекта происходит при оптическом восприятии человеком изображения с дальнего расстояния (особенно это касается больших полотен). Приобретя соответствующий опыт рисования в этой нетрадиционной технике, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, дети в дальнейшем стали получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых сюжетов, сложных композиций, пейзажной живописи и натюрморта.
Такие мелкие художественные материалы как маркер, гелевая ручка, фломастер, требуют усидчивости и точного нанесения точек, поэтому несмотря на кажущуюся простоту, эта техника сложная, но детям она очень нравится, т.к. в результате получаются оригинальные и неповторимые работы, которые просто не могут не получиться. Освоение техники «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие шедевры детской живописи. Результат получается у всех разный, - а получается он из индивидуального видения, особенностей характера каждого ребенка, знаний его навыков. Важно отметить, что в работе с использованием нетрадиционной техники рисования - пуантилизм, предоставляется широкая возможность для развития у детей не только художественных способностей, но и инициативы и самостоятельности, настойчивости и усидчивости, а главное такие занятия приносят детям только положительные эмоции.