Организационно-деятельностная игра по профессиональному стандарту педагога

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональный стандарт, повышение качества образовани


Тема методического мероприятия: «Формирование компетенций учителя как средство повышения качества образования».

Форма: организационно-деятельностная игра (ОДИ) по профессиональному стандарту педагога.

Цель: определение наиболее значимых профессиональных компетенций педагогов как инструмента повышения качества образования и реализации стратегии образования.

Этап

Деятельность участников ОДИ

1. Установочный доклад ведущего

Начать наше методическое мероприятие мне бы хотелось словами немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега:

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершённым, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.
В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Заказ государства - повышение качества образования. А одно из важнейших условий решения этого вопроса - повышение компетентности, профессионализма учителя.
Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования, должностные и функциональные обязанности. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным? Попробуем сегодня ответить на этот вопрос.
Тема сегодняшнего мероприятия - «Формирование компетенций учителя как средство повышения качества образования».
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, принять участие в организационно-деятельностной игре, попробовать свои силы в решении профессиональных задач. Ответ на вопрос «Какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным?» мы будем искать в «Профессиональном стандарте педагога», цель которого - повышение качества педагогической работы, а в целом - повышение качества образования.
Напомню. Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трём самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги: обучение, воспитание, развитие.
Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:
Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
Деятельность педагогов начального образования.
Деятельность педагогов основного и среднего образования.
Модуль "Предметное обучение. Математика".
Модуль "Предметное обучение. Русский язык".
Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Разведём понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). А.В. Хуторской.
Компетенция - это общественно признанный уровень знаний, умений и навыков в определённой сфере деятельности человека, то есть компетенция - это то, в чём человек хорошо разбирается.
Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

2. Формирование групп для работы на трёх образовательных площадках

Сегодня мы с вами работаем на трёх образовательных площадках. Время работы в группе - 30-35 минут. 30 минут на работу, 10 минут - на переходы и перерыв.
Группа, которая будет работать над профессиональными компетенциями педагога в области «Обучение», пройдёт в кабинет … (Ф.И.О. педагогов).
Группа, которая будет работать над компетенциями педагога в области «Воспитание», пройдёт в кабинет … (Ф.И.О. педагогов).
Группа, которая будет работать над компетенциями в области «Развитие», пройдёт в кабинет … (Ф.И.О. педагогов).
Каждой группе будут предложены вопросы по соответствующему разделу Стандарта. Вам будут выданы материалы для работы.
В группах назначены координаторы.
Каждая группа должна подготовить готовый продукт: ответы на вопросы необходимо внести в подготовленный шаблон презентации. При успешной работе мы подготовим сами для себя материалы для использования в педагогической деятельности - компетенции педагога по трём важным сферам: обучение, воспитание и развитие.
Через 40 минут мы встречаемся в этом же кабинете. Каждая группа представит свои результаты работы. Регламент представления результатов - не более 5 минут на каждую группу.

3. Работа педагогов в группах

Координаторы организуют работу педагогов на своей образовательной площадке:

изучить профессиональные компетенции педагога в соответствующей области,

ответить на вопросы,

заполнить презентацию,

выбрать выступающего от группы.

Задания для работы в группах

Группа 1. Профессиональные компетенции учителя в области «Обучение» (Приложение 1)
1. Выделите профессиональные компетенции педагога в области «Обучение» (Приложение 2).
2. Обозначьте направления деятельности, требующие от педагога новых компетенций.
3. Выделите дефициты в знаниях, умениях педагогов и определите возможные пути решения.

Группа 2. Профессиональные компетенции учителя в области «Воспитание» (Приложение 3)
1. Выделите профессиональные компетенции педагога в области «Воспитание» (Приложение 4).
2. Что нового вы увидели в содержании «Профессионального стандарта педагога» в области «Воспитание»?
3. Какие составляющие в умении педагога учиться можно выделить? Исходя из этого, сформулируйте ваши предложения по формирования профессиональных компетенций учителей.

Группа 3. Профессиональные компетенции учителя в области «Развитие» (Приложение 5)
1. Выделите профессиональные компетенции педагога в области «Развитие» (Приложение 6).
2. Что нового вы увидели в содержании «Профессионального стандарта педагога» в области «Развитие»?
3. Какие составляющие в умении педагога учиться можно выделить? Исходя из этого, сформулируйте ваши предложения по формирования профессиональных компетенций учителей.

4. Выступления от групп.

Представители от групп представляют результаты работы.

5. Рефлексия