Воспитательный потенциал портретной живописи на уроках изобразительного искусства

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Ключевые слова: портретная живопись


Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют большое значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Развитие эмоциональной культуры, чуткости и внимательности людей друг к другу - это важный воспитательный момент для учащегося. В этом аспекте портретная живопись обладает исключительно сильным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображённого человека страдание, одиночество, радость, счастье. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа - вглядываться в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Существует несколько видов портрета, например, исторический, портрет-картина, портрет-тип и другие.

Понимание этого жанра требует от детей определенного социального опыта, знаний, как о самом человеке, так и о его эмоционально-нравственных проявлениях. А также об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов.

Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой включает два направления: первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла одежда, окружающий фон?» Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием «вхождения» в картину, детям предлагается представить себя на месте, изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности. Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Музыкальное сопровождение может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа учителя и детей об изображенном человеке.

Работая по программе «Искусство и художественный труд», созданной Б.М.Неменским совместно с коллективом единомышленников, хочу отметить, что тема портрета представлена там глубоко и разнообразно. Более двадцати лет существует эта программа для общеобразовательных школ. За это время она получила общественное признание, имеет многочисленных почитателей не только в нашей стране, но и за рубежом.

Во 2 классе тема «Как украшает себя человек». Сначала интереснее нарисовать человека, а уже потом его украшать, поэтому сначала учитель помогает детям нарисовать портрет гуашью. Украшать можно не только сказочных героев. Естественно, что самый близкий человек для каждого малыша - его мама, которая должна быть самой лучшей, самой красивой, нарядной и веселой. Урок «Изображение и фантазия» призван показать ребятам, что художник может изображать не только то, что видит в жизни, но и то, что создано его воображением. Изображая сказочных героев, можно использовать необычные цвета, дополнять портрет сказочными деталями, нарисовать мир, окружающий героя сказки, а можно дополнить портреты украшениями, выполненными в технике коллажа.

В 3 классе, изучая тему «Художник и музей», ребята опять встречаются с жанром портрета и выполняют гуашью или пастелью по памяти портрет друга. Тема «Автопортрет» дает возможность ребенку не только посмотреть более внимательно на окружающих его людей, но и задуматься о том, «какой я». Себя ребенок видит в зеркале каждый день, кажется, он знает про себя все, но, для того чтобы получился автопортрет, необходимо отнестись к себе более внимательно, более самокритично. Для этого нет необходимости смотреть в зеркало, а надо просто постараться рассказать о себе языком изобразительного искусства.

В 4 классе ребята еще раз встретятся с портретом, работая над темой «Все народы воспевают мудрость старости» и темой «Материнство» Изучение этих тем помогает понять, что такое духовная красота человека и что одинаково ценно для разных народов, живущих на нашей планете. Изображение любимого пожилого человека дает возможность задуматься об отношении к старикам, об уважении и любви к ним, учит детей сопереживанию. Учитель говорит с ребятами о красоте старости, об увядании жизни, о бережном отношении к дедушкам и бабушкам.

На уроках изучения русского народного костюма в 5 классе создаются образы русских красавиц и богатырей. Учитель с ребятами обращается к прошлому нашей страны, к традициям и истокам нашей культуры. Изучая одежду других народов в разные эпохи ученики узнают, что художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает характеристику переживаний, радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

Изучение темы в 6 классе «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» длиться целую четверть, так как углублённо изучаются жанры искусства. Ребятам необходимо выполнить несколько творческих работ разными художественными материалами: гуашью, пастелью, цветными карандашами, черной ручкой и дать понятие о роли цвета, образных возможностях освещения в портрете.

Ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

В 6-м классе в это время изучают историю Средних веков, поэтому дети могут изобразить человека Средневековья. Такой темой может стать исторический портрет. Художник, рисуя на тему истории, занимается изучением эпохи, костюмов, причесок, обычаев людей, живших много лет назад. Детям предоставляется возможность превратиться в такого художника. Основным наглядным материалом будет учебник истории, а дополнительную информацию должен предоставить учитель и найди учащиеся.

Портрет современника дает возможность более внимательно посмотреть вокруг себя, чтобы понять, кто же из окружающих людей действительно может рассказать о своем времени. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Фантастический портрет можно выполнить пастелью на тему «Времена года», либо создать портрет - иллюзию. Сложности может вызвать сатирический портрет. Чтобы дружеский шарж не превратился в злую карикатуру, можно воспользоваться техникой силуэта.

Портрет современника дает возможность более внимательно посмотреть вокруг себя, чтобы понять, кто же из окружающих людей действительно может рассказать о своем времени. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Фантастический портрет можно выполнить пастелью на тему «Времена года», либо создать портрет - иллюзию. Сложности может вызвать сатирический портрет. Чтобы дружеский шарж не превратился в злую карикатуру, можно воспользоваться техникой силуэта.

В 7 классе отдельная глава просвещена теме «Мода, культура и ты». Происходит знакомство с искусством дизайна одежды, а также с созданием имиджа человека. Портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Учитывая особенности данного возраста, необходимо подбирать корректные приемы, способы и методы в преподавании портретной живописи.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Воспитательный потенциал портретной живописи связан, прежде всего, с мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. Изучение портретов дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни.