Реализация требований ФГОС среднего (полного) общего образования предполагает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Однако формирование готовности обучающихся к саморазвитию невозможно вне саморазвития учителя. Владение исследовательской культурой является необходимой характеристикой современного специалиста в области образования. В инновационном учебном учреждении исследовательская деятельность педагогов является одним из стержневых направлений, так как оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление педагога, выступает фактором саморазвития, самоопределения, совершенствования педагогического мастерства, продления срока профессиональной пригодности. Именно исследовательские умения необходимы современному педагогу, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.
В связи с этим, ключевая особенность современной школы - новый учитель. Самообразование - спасательный круг для качественного образования. Чтобы научить школьников самостоятельным стратегиям, субъективному опыту поисковой деятельности, нахождению ценностных смыслов учения, определению своего места в продуктивной деятельности, что является социальным процессом, учитель сам должен исследовать уровень качества педагогических действий, организовать целенаправленную деятельность самосовершенствования.
Важнейшая роль в реализации нового образования отведена современным подходам к организации педагогического процесса. Проблема чрезвычайно актуальна. Прежде всего, учитель ведет поиск эффективных путей продуктивной познавательной деятельности учащихся через, в частности, внедрение развивающих технологий, важность осмысления методов развития личности школьников обусловлена анализом объективных и субъективных факторов, условий и средств построения познавательной деятельности, воспитания жизненных ценностей, установок гуманистической направленности, развитие способностей и компетентностей личности. Красной нитью в многогранной деятельности учителя проходит изменение статуса учителя, его стратегий и тактик повышения профессионального мастерства. В этой связи переход к личностно-ориентированному, развивающему, системно-деятельностному подходу является востребованным и необходимым. Перед учителем предстоят следующие задачи:
- устойчивое стремление к самосовершенствованию,
- способность самостоятельно и эффективно решать проблемы,
- умение организовать конструктивное общение,
- владеть технологической и информационной культурой,
- овладеть системным мышлением,
- добиться качественного уровня исследовательской деятельности, в частности, в решении проблемы формирования ключевых компетенций.
Система работы по организации и реализации научно-исследовательской деятельности педагогов содержит следующие разделы:
1. Диагностика знаний и умений учителя-исследователя, определение способностей к научно-исследовательской деятельности
На этом этапе важно определить, что должен знать и уметь учитель-исследователь конкретной школы (см. Табл.1).
Знания и умения, необходимые для осуществления научно-исследовательской деятельности
Учитель должен знать
|
Учитель должен уметь |
Технологию проведения исследования |
Применять исследовательские и интерактивные методы и технологии обучения в урочной и внеурочной деятельности |
Методы исследования |
Разрабатывать рабочие учебные программы с полным описанием и анализом результатов апробации |
Формы и виды исследования |
Руководить учебно-исследовательской работой учащихся |
Требования к оформлению итогов исследования |
Проводить локальные исследования по конкретным школьным проблемам; создавать собственные исследовательские проекты |
Современные исследования по преподаваемому предмету |
Планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций |
Работать в проблемно-творческой группе по апробации инноваций |
|
Описывать, обобщать и транслировать собственный опыт |
Педагог-исследователь - это педагог-практик, который осознанно, самостоятельно и ответственно осуществляет исследования с целью содействия развитию образования и освоения нового педагогического профессионализма. Представленные в таблице результаты целесообразно рассматривать как эталонную функционально-содержательную модель педагога-исследователя.
Особое внимание было уделено изучению уровня мотивационной готовности педагога к исследовательской деятельности, ведь именно мотивация выступает отправной точкой профессионального самосовершенствования (см. Табл.2).
Мотивы, побуждающие педагога к исследовательской деятельности
№ п/п |
Мотив |
1. |
Желание улучшить учебно-воспитательный процесс |
2. |
Потребность в самовыражении, самосовершенствовании |
3. |
Желание повысить имидж учебного заведения |
4. |
Желание улучшить результаты профессиональной деятельности |
В данном контексте целесообразным выступает второй этап работы по организации и реализации научно-исследовательской деятельности педагогов.
2. Проведение мероприятий по обучению педагогов школы в области проведения исследований
Задача администрации образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь педагогам овладеть теоретическими знаниями и базовыми умениями в области проведения исследований. Необходимо спланировать работу обучающих семинаров и семинаров-практикумов, связанных с организацией научно-исследовательской деятельности, с совершенствованием и развитием аналитических, рефлексивных, проектировочных, прогностических умений педагогов.
Важно представить педагогам обобщенную модель исследовательской деятельности, охарактеризовать каждый из её этапов:
- выбор темы;
- постановка целей и задач;
- гипотеза исследования;
- организация исследования;
- защита.
Кроме этого, важно создать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска, обмена опытом, систематически знакомить с актуальными проблемами обучения и воспитания.
3. Оопределение идей для проведения педагогического исследования
Как правило, при выборе проблемы собственного исследования учителя-практики отталкиваются от проблемы, над которой работает весь коллектив, определяя для себя тот содержательный вектор, который наиболее полно соответствует профессиональным интересам педагога, помогает углубить и экспериментально подтвердить отдельные аспекты самообразовательной деятельности.
4. Определение содержания работы в рамках основных форм и видов научно-исследовательской деятельности
При определении содержания опытно-экспериментальной работы могут быть использованы следующие направления:
- разработка и апробация программ факультативов и элективных курсов, диагностических методик, индивидуальных образовательных маршрутов;
- разработка собственных электронных уроков и презентаций из опыта работы, дидактического оснащения;
- составление или разработка интегрированных контрольно-измерительных материалов по дисциплинам.
5. Оформление отчетности о проведении исследований
Педагог оформляет материалы исследования в соответствии со структурой описания опыта работы по исследовательской проблеме. Начинать всегда нужно с обозначения вопроса, вызвавшего потребность в локальном исследовании. Далее определяются объект, предмет и цели исследования; формулируется алгоритм действий по достижению целей и гипотеза; прописывается методологическая основа исследования, его этапы, результативность, проблемы, рекомендации и перспективы.
Таким образом, правильно организованная научно-исследовательская деятельность педагогов выступает средством совершенствования и развития профессионального потенциала каждого учителя, повышения его профессиональной компетентности как главного ресурса качества образовательного процесса.
Список литературы
- Загривная Т.А. Управление современной школой: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности: учеб.методич. пособие / под общ.ред. А.Е.Марона. - СПб.: ЛОИРО, 2020. - 166 с.
- Управление развитием школы: пособие для руководителей образоват. учреждений / В.С.Лазарев, М.М.Поташник, А.М.Моисеев [и др.] / Рос. акад. образования, Ин-т упр. образованием. - М.: Новая школа, 2015. - 462 с.
- Рыбалёва И.А. Управление подготовкой педагога к исследовательской деятельности в инновационном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/448/rybalyeva_i_a_
- upravlenie_podgotovkoy_pedagoga_k_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_innovatsionnom_obraz.pdf (дата обращения: 24.03.2021).