Многообразие форм деятельности как средство мотивации обучающихся в изучении английского языка в организации дополнительного образования

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык, воспитательная работа


Изучение иностранного языка продиктовано потребностями современного мира. Возможности иностранного языка как учебного предмета в формировании личности ребенка поистине уникальны.

В процессе овладения новым средством общения у детей и подростков формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и многое другое.

Кроме того, приобщение с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ребенку осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой - воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Поэтому и родители, и дети все чаще обращаются в наш центр с надеждой не только получить помощь в изучении английского языка, поддержать интерес к его изучению, но также расширить свои лингвострановедческие познания, познакомиться с англоязычной литературой и фольклором.

Я преподаю английский язык в объединениях «Английский малышам, «Английская азбука», «Говорим по-английски», «Увлекательный английский», «Английский для старшеклассников».

В своей работе на занятиях я использую различные виды деятельности, чтобы изучение грамматики и лексики не превратилось в скучное занятие.

Это:

  • игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
  • литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • исполнительская деятельность;
  • театральная деятельность (постановка драматических сценок, спектаклей, различные ролевые игры);
  • проектная деятельность;
  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Игра на занятиях делает коммуникативно-ценными любые языковые единицы. Используя игровые ситуации, мы создаем атмосферу радости, раскованности. Игры носят в большинстве случаев не индивидуальный характер, задачу решает вся группа, преодолевая коллективно препятствия, так как обучающиеся должны научиться выслушивать и принимать во внимание мнение своих товарищей. Интересно проходят игры с элементами соревнования (эстафеты по темам «Животные», «Семья», «Город») игры по цепочке, решение ребусов и кроссвордов.

Очень интересная и эффективная форма работы - выпуск стенгазет. Материал, подбираемый для газеты, включает доступную для учащихся лексику. Стенгазеты отражают творчество учащихся: сказки, мини-сочинения, эссе. Например, стенгазеты про своих любимых сказочных героев. «My favourite fairy tale characters», стенгазеты, посвященные праздникам Хеллоуин (Halloween), Рождество и Новый год (Christmas and NewYear), Дню матери (Mother's Day), Пасхе (Easter) и т.д.

Одной из форм нашей работы является участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах по английскому языку разного уровня, проводимых в очной и дистанционной формах. Это эффективный способ обучения, самореализации и повышения образовательного уровня учащихся.

Очень интересно для ребят составление синквейнов- стихов из пяти строк, которые требуют систематизации информации в сжатой форме по теме. Можно применить, например, при описании человека или города, эта форма используется при изучении тем «Внешность человека», «Погода».

Мы стараемся постоянно придумывать новые интересные упражнения на отработку и закрепление текущих языковых навыков. Например, упражнение «Самое длинное предложение»: на доске пишем какое-нибудь существительное, например, «The old woman»,дети по очереди выходят к доске и дополняют его различными словами (глаголами, наречиями, прилагательными и др.). Задача - построить как можно более длинное, сложное и распространенное предложение.

Как известно, каждый ребенок - индивидуальность, каждый по-своему воспринимает и запоминает информацию. Одному нужно услышать, другому - увидеть, третьему - потрогать. Поэтому часто на занятиях дети работают с карточками, флэш-карточками, с фигурками животных, фруктов и овощей.

Иногда они лепят из пластилина то, о чем говорится на занятии.

Ребята изготавливают книжки-малышки, создают проект-каталоги, придумывают простые загадки на английском языке, составляют тематические кроссворды, презентации, пишут сочинения.

Мы часто занимаемся постановкой сценок и спектаклей. Прием драматизации способствует развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы ребенка. В процессе драматизации, одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала, обучающиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Для младших школьников мы ставим сказки «Репка» («The Turnip»), «Теремок» («The Little House»), «Красная шапочка» («Little Red Riding Hood»), «Золушка» («Cinderella»). Для более взрослых ребят можно взять «Пиноккио» («Pinocchio»), «Белоснежка» («Snow white»), «Питер Пэн» («Peter Pan»), «Принц и нищий» («The Prince and the Pauper»).

Помимо того, что я стараюсь разнообразить занятия английского языка, большое внимание уделяется воспитательной работе, которая формирует у детей интерес к иностранному языку в целом, развивает творческие способности, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка. Следует помнить, что только воспитательная работа помогает выйти за рамки традиционного занятия и использовать английский язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его коммуникативных навыков и умений, расширять представление о странах изучаемого языка, воспитывать уважительное отношение к англоязычной культуре.

В своей деятельности я использую индивидуальные, групповые и массовые формы воспитательной работы.

Разнообразные конкурсы, проводимые в рамках объединений, целью которых является популяризация английского языка, вызывают много положительных эмоций и стимулируют ребят к достижению лучших результатов. Например, в наших объединениях мы проводим конкурс на лучшего чтеца, выявляющий правильность произношения и общую выразительность речи, конкурс по орфографии «Грамотный шмель», выявляющий лучшего знатока английского правописания (необходимо правильно произнести слово по буквам). Эти конкурсы проводятся для младших школьников.

Для более взрослых ребят мы проводим конкурс на лучшего переводчика-референта, который позволяет выявить умение понимать иноязычный текст при чтении, конкурс на лучшего переводчика-синхрониста, который дает возможность выявить понимание речи на слух, Конкурс на лучшего собеседника выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами. Конкурс на лучшего рассказчика дает возможность выявить умение строить связное высказывание.

Также очень популярны у нас лингвострановедческие викторины. Материал для викторины может быть облечен в форму чайнвордов, загадок, ребусов, тестов, кроссвордов и т.д. Викторину можно проводить на любом этапе обучения иностранному языку.

Массовые формы воспитательной работы не имеют четкой организационной структуры. К массовым формам воспитательной работы относятся: вечера, утренники, фестивали, конкурсы, олимпиады. Эти мероприятия проводятся эпизодически. В них принимают участие все группы одного объединения, например, для объединения «Английский малышам» мы проводим мероприятие «Веселое путешествие. Великобритания для самых маленьких». Ребята совершают путешествие в Великобританию с английской школьницей девочкой Полли, знакомятся с ее семьей, укладом жизни другой страны, получают страноведческие знания об основных достопримечательностях Великобритании (Букингемский дворец, Биг Бен, Тауэр, Стоунхендж и др.), участвуют в «Газетной эстафете», рассказывают стихи и исполняют песни.

Для групп объединений «Английская азбука» мы проводим мероприятия «Английский алфавит», «Пропавшие буквы», посвященные окончанию изучения английского алфавита. Каждый ребенок получает букву, о которой рассказывает стихотворение на английском языке, он должен правильно расположить ее в алфавите, дети участвуют в конкурсе «Дешифровщик», разгадывают ребусы, исполняют песни на английском языке, показывают костюмированную сценку.

Для детей среднего и старшего возраста из объединений «Говорим по-английски», «Увлекательный английский» и «Английский для старшеклассников» мы проводим квест-тесты по страноведению, каждый год берем новую англоязычную страну (Великобританию, Канаду, Новую Зеландию, Австралию, США) и изучаем ее географию, историю, культуру, традиции и обычаи. Ребята, поделившись на две корабельные команды и "добравшись" до материка, путешествуют по интерактивной карте страны. В формате квеста соревнуются друг с другом, зарабатывая баллы за эрудированность, отвечают на вопросы викторины, отгадывают кроссворды, выступают с собственными устными сообщениями.

Также мы проводим мероприятия по темам «Праздники страны изучаемого языка», «Обычаи и традиции». Например: к празднику Halloween, ребята готовят рефераты на тему: «История возникновения праздника, традиции и обычаи празднования», могут подготовить литературный перевод стихотворения, сочинить рассказ Ghost story («История привидения») и поучаствовать в конкурсе на лучший рассказ, оформить газету и др.

Для объединений «Говорим по-английски», «Увлекательный английский» мы проводим виртуальную интерактивную экскурсию в музей «Традиции английского чаепития». Экскурсия начинается с рассказа экскурсовода (педагога) об истории появления чайной церемонии в Великобритании. Затем начинается путешествие по «залам»: «Литературному», «Художественному», «Музыкальному», «Кулинарному», «Научному». На Художественной станции с педагогом изобразительного искусства дети рисуют свои ассоциации, связанные с Англией, потом украшают этими рисунками трафареты в форме чашки и блюдца. На Музыкальной станции вместе с педагогом музыки вспоминают и поют английские песенки. На Кулинарной станции ребята изучают способы заварки традиционного английского чая, сервировку чайного стола и правила поведения во время чайной церемонии

Мы стараемся отмечать основные праздники англоговорящих стран, соблюдая традиции. Ко Дню Матери поем песни о маме, готовим ей сувенир к празднику. Весной обычно проводим творческую мастерскую «Весенний калейдоскоп». На Рождество устраиваем игры и гадания. Накануне Пасхи украшаем Пасхальное дерево Easter tree. Ставим сценки на английском языке по сюжетам известных сказок.

Одним словом, я стараюсь сделать процесс обучения английскому языку не только познавательным, но и очень увлекательным и интересным для детей.

Воспитательная деятельность в организациях дополнительного образования помогает более успешно решать задачи учебного процесса: способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает языковой запас обучающихся, совершенствует произношение, стимулирует в целом интеллектуальную и языковую активность. Свою миссию как педагога английского языка я вижу в том, чтобы научить наших ребят применять полученные на занятиях и во время воспитательных мероприятий знания на практике.

Многообразие форм образовательной и воспитательной деятельности является мощным средство мотивации обучающихся в изучении английского языка в организации дополнительного образования.