Школа раннего развития «Совенок» как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в Центре дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники


Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Э.Хаббард

Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, особенно когда ребёнок собирается в школу. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно, в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В Концепции дополнительного образования одной из приоритетных целей развития дополнительного образования детей является: создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании (1).

Поэтому, в связи с общественным запросом со стороны государства, педагогов, родителей, в нашей стране появилась целая система подготовки к школе, так называемая предшкольная подготовка, осуществляемая в разных образовательных организациях, в том числе и в дополнительном образовании.

В Центре дополнительного образования с 2016 года успешно функционирует инновационный проект «Школа раннего развития «Совенок». Данный проект возник в результате анализа потребностей родителей в раннем развитии детей.

Основной целью организации Школы раннего развития стало продвижение идей раннего развития ребёнка и создание благоприятных условий для интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели обеспечивалось через решение основных задач:

  • увеличение охвата детей с 5 летнего возраста (концепция дополнительного образования детей);
  • создание условий для раннего развития способностей и интереса к той или иной сфере деятельности;
  • ранее знакомство детей и родителей с широким спектром реализуемых дополнительных общеобразовательных программ в ЦДО, с целью дальнейшего обучения.

Перечень программ менялся, исходя из запросов родителей и детей. В настоящее время обучение детей осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам: «Чудо-лепка», «Музыкальный ансамбль «Нотки», «Зоомир», «Куборо», «Фитнес», «Кукольный пальчиковый театр Тардис». Преподавание по программам ориентировано также на социальное развитие личности ребенка - дошкольника. Такой перечень предметов не случаен. Он создает условия для проявления способностей и одаренности ребенка в различных сферах (музыкальной, художественной, лингвистической и физической), гармоничного развития, познавательного интереса и игровой деятельности. Однако, указанный набор предметов примерный. В зависимости от кадрового обеспечения педагогами, их квалификации, соответствующих материально-технических условий предметы могу меняться или дополняться новыми. Главное при этом - обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, его социальный рост.

С 2018 года к Школе раннего развития присоединилось объединение «АБВГДейка», которая существовала с 1992 года как отдельное объединение по предшкольной подготовке, в 2019 г. открылась новая группа по предшкольной подготовке «Узнавай-ка», с 2020 года группа «Узнавай-ка» перепрофилирована в мультстудию. Все дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на один год обучения.

Школа раннего развития «Совенок» постоянно расширяется. Так с 2018г. была создана новая группа «Классики» для детей 6-7 лет старших дошкольных групп. К созданию групп по сетевому взаимодействию привело решение муниципального семинара для заместителей заведующих ДОУ УКМО.

Группы дошкольников с дошкольных учреждений № 8,22, 24, 39 организованно приходят на занятия в Центр дополнительного образования 1 раз в неделю. С 2018г. в группе Классики прошло обучение более 300 дошкольников. Обучение осуществляется по программам двух элективных курсов: «Светофорик» и «Юные Байкалята» на базе экогеографической школы «Эндемик» и кабинета по Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Во время обучения используются различные средства и методы: метод проектов применяется на занятиях при составлении лэп-буков, при написании научно-исследовательских работ, при подготовке к научно-практическим конференциям. Такой метод создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Немало важную роль играют наглядные методы и технологии творческой деятельности с выходом на конечный продукт. Такие методы широко используются в объединении «Чудо-лепка» (демонстрация готовых работ), на занятиях «Куборо» при построении фигуры из конструктора. Практические методы нашли свое применение в объединении «Зоомир», где ребята не только изучают животных мини-зоопарка, но и учатся бережно и внимательно относиться к ним, изучают правилам ухода за ними.

Групповые технологии и технологии сотрудничества помогают детям на музыкальных занятиях и в кукольном театре развивать умения работать в команде, сотрудничать, на репетициях, обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом на сцене, выполнять инструкции педагога, дожидаться своей очереди, чтобы сказать реплику.

Программа «Фитнес-микс» - это спортивная программа, разработанная с учетом физической подготовки и возраста ребенка. Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий помогает детям тренировать сердечно - сосудистую систему, дыхательную, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников.

Совершенствованию технических навыков способствует программа «Куборо», которая способствует развитию не только пространственного мышления, но и пропедевтике инженерного образования.

В ходе обучения используются как традиционные формы проведения занятий, так и нетрадиционные формы: занятия - путешествия, встречи, фантазии, сказки, занятия - викторины, соревнования, совместные занятия с родителями, квесты. Использование различных форм проведения занятий позволяют дошкольникам приобретать новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность к приобретению все новых знаний.

Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение при поступлении ребенка в школу, для последующего развития, успешного вхождения в мир. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Дошкольник социализируется, благодаря не только реализации дополнительных общеразвивающих программ, но и через участие в конкурсах, акциях, таких как «Выходной с пользой», «Марафон добрых дел», любовь к Родине, гуманное отношение к животным, сохранение народных традиций прослеживается через участие в проекте «Я - россиянин», тематических конкурсах «Радуга Рождества», «Пасхальное чудо», «Живи, ёлочка!», операция «Кормушка», муниципальный фестиваль «Куборо», выступлении на научно-практических конференциях.

Активными участниками образовательного процесса являются также и родители.
Основная цель работы с родителями обучающихся - стремление к социальному партнерству с семьей, с родителями, включение их в образовательный процесс, создание атмосферы доверия.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Поэтому в Школе раннего развития стало традиционным проведение совместных занятий и мастер-классов с родителями, посвященных Новому году, итогового квеста «По дорогам сказок», флэш-моба «Семейный рогейн», фотовыставки «Мир увлечений моей семьи», родительские конференции.

Успех процесса воспитания возможен только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

В своей работе руководитель Школы раннего развития использует несколько видов форм работы с родителями. Особенность использования формы Круглый стол состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые вопросы, узнать мнения всех участников собрания. Индивидуальные консультации помогают во время бесед с родителями познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Немаловажное значение имеет и просветительская работа, родителям важно видеть результаты и достижения детей. На сайте ЦДО во вкладке Научно-познавательное направление размещена актуальная информация для родителей о деятельности проекта (3), в которой всегда можно ознакомиться с деятельностью нашего проекта.

Таким образом, данный проект «Школа раннего развития «Совенок» для обучающихся 5-7 лет представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальным в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует ранней социализации обучающихся. Так как дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. От того, как часто ребёнок будет пользоваться своими способностями, напрямую зависит, каких ему удастся достичь успехов. Одни дети не без помощи и общего руководства взрослых развивают свой творческий потенциал, другие могут так никогда и не узнать об их наличии. Всем известно, что гениями не рождаются - ими становятся. И чтобы развить талант над ним надо много и много работать. Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребёнок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческий подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Список использованной литературы

  1. Жирикова Е.Н. Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования / Е.Н.Жирикова, Н.М.Коршикова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 17 (255). - С. 216-217. - URL: https://moluch.ru/archive/255/58487/.

Интернет-ресурсы

  1. https://moluch.ru/archive/255/58487/
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/shkola-ranego-razvitija-kak-yefektivnaja-forma-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-uchrezhdeni-dopolnitelnogo-obrazovanija.html
  3. http://duc.eduustkut.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=500&Itemid=391&lang=ru