Курсовая работа "Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика

Класс: д/с


Выполнила:
Смоквина Д.В.,
студентка

Руководитель:
Бойко С. З.
преподаватель профессионального цикла
высшей квалификационной категории

Введение

Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.

Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.

Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.

По оценкам педагогических работников, в их профессиональной деятельности одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем является проблема детской агрессии, которая вызывает безразличность, конфликтность, враждебность между участниками образовательного процесса. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей.

По данной проблеме работали ряд зарубежных и отечественных исследователей. В зарубежной психологии проблема агрессивного поведения у детей достаточно полно рассматривается в работах, следующих ученных: Л. Берковиц, Р.Бэрон, Э.З.Фромм. В отечественной же психологии исследования редки и носят отдельный характер, за исключением работ В.Н.Пасечника, Е.О.Смирновой, Л.С.Ватовой, И.А.Фурманова, М.Л.Мельниковой.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития…». Каждому ребенку гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников.

Следовательно, особенно важным для изучения агрессивности являются дети дошкольного возраста, когда эта черта находится на стадии формирования.

Объект исследования: социально-коммуникативная область в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: агрессивное поведение в дошкольном возрасте.

Цель исследования: теоретически изучить педагогические условия по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:

  • изучение особенностей проявления агрессивности в дошкольном возрасте будет успешным, если педагог:
  • изучит основные факторы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста;
  • рассмотрит причины проявления детской агрессивности;
  • разработает ряд мероприятий по профилактике детской агрессивности.

Задачи:

  • выявить сущность основных понятий «агрессия», «агрессивность»;
  • рассмотреть причины проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • изучить методы и формы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • осуществить сравнительный анализ опыта педагогов-практиков по ослаблению агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • описать педагогическую деятельность по ослаблению агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Методы:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  2. Изучение и обобщение опыта педагогов-практиков.

I. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста

1.1. Понятие «агрессия», классификация видов агрессивного поведения

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Он происходит от латинского слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus - шаг, ad - на, то есть, получается «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения»

Под агрессией Л.И.Божович понимает осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных. Если говорить о внутренней агрессии, то определение становится намного короче и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. [2, c.347]

Э.Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. [2, с.42]

Р.Бэрон и Д.Ричардсон считают, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [5, с.19] Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

- жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева и И.Б.Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. [20, с. 38]

В целом, с точки зрения З.Фрейда, агрессивное влечение человека является главным представителем инстинкта смерти и, следовательно, смысл культурного развития состоит в борьбе между инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Человек направляет свою агрессию или вовне, разрушая и уничтожая других людей, или вовнутрь, приводя к саморазрушению, обусловленному углублением конфликтов между Я и Сверх-Я, поскольку Сверх-Я в виде совести использует против Я свою готовность к агрессии. Сдерживание агрессии, подчеркивал З. Фрейд в «Очерке психоанализа» неизбежно ведет к заболеванию. «В припадке ярости человек часто демонстрирует, как подавленная и направленная вовнутрь агрессивность приводит к саморазрушению: он рвет на себе волосы или бьет себя по лицу кулаками, хотя вполне очевидно, что он предпочел бы направить эти действия против кого-то другого». [31]

Еще одна точка зрения, высказанная З. Фрейд, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [14, с.37]

Примерно таким же образом характеризует агрессию другой известный психолог - Эллиот Аронсон. Он считает, что агрессия - это поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку». Э.Аронсон тоже говорит о двух видах агрессии: во-первых, это агрессия как самоцель, которую он называет «враждебной», и второе, это агрессия, служащая какой-либо иной цели, или «инструментальная» агрессия. [1, с.258]

Н.И.Конюхов определяет агрессивность, как качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов. [15, с.15]

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. [13, с.86]

В словаре под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [24, с.8]

Е.Н.Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным. [16, с.296]

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Анализируя понятия, «агрессия» следует отметить, что существует определенная классификация агрессивных действий.

Так Н.Д.Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.).

Автор выделяет познавательные, эмоциональные и волевые компоненты агрессивного состояния. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в ситуации и в своей личности. Говоря об эмоциональных компонентах агрессивного состояния, прежде всего автор выделяет гнев, который очень часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями. Появляясь на самых ранних этапах развития ребенка, агрессия долгое время не осознается в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает отсутствие способности адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д. Волевой компонент агрессивного состояния связан с проблемой силы воли, которая проявляется, не столько в умении просто "сдерживать" агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивный состоянием и агрессивными действиями. [18, с.34]

А.Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии, для классификации которых он предлагает следующие разделения: [17, c.31]

- по направленности на объект: гетероагрессия, аутоагрессия;

- по причине появления: реактивная, спонтанная;

- по целенаправленности: инструментальная, целевая;

- по открытости проявлений: прямая, косвенная;

Н.Д.Левитов предлагает следующую классификацию агрессии в зависимости от ее устойчивости:

- типичная для характера человека устойчивая агрессия;

- нетипичная для характера человека неустойчивая агрессия;

- эпизодическая, переходящая агрессия.

Перечисленные классификации можно дополнить делением агрессии на групповую и индивидуальную, реальную и символическую (в виде рисунков, игр, фантазий). [18, с.97]

Рассматривая понятия нескольких вышеуказанных авторов, следует отметить, что каждый придерживается своего мнения, раскрывая термин «агрессия». Вложенный смысл, несомненно, переплетается, лишь присутствуют незначительные отличия.

Осуществив анализ основных понятий, мы пришли к выводу, что понятие, предложенное, Робертом Семеновичем Немовым является наиболее оптимальным для нашего исследования. Автор рассматривает агрессию как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Данное определение, на наш взгляд, носит многогранный характер и лаконично раскрывает термин «агрессия». В ходе нашего исследования мы планируем на него опираться.

При изучении классификации агрессивных действий мы отметили, что к основным из них относятся:

- разделение по направленности на объект: гетероагрессия, аутоагрессия;

- разделение по причине появления: реактивная, спонтанная;

- разделение по целенаправленности: инструментальная, целевая;

- разделение по открытости проявлений: прямая, косвенная;

- разделение по форме проявления: вербальная, экспрессивная, физическая.

Такая классификация имеет практическую значимость, поскольку позволяет более четко увидеть в каждой конкретной ситуации преимущественный вид агрессивного поведения ребёнка и найти наиболее приемлемые способы коррекции.

1.2. Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

При обычном формировании общения дошкольникам свойственна необходимость в доброжелательности старших. Далее для них присущи наиболее непростые формы необходимости в общении, таких как в уважении и сопереживании.

Дети дошкольного возраста обращаются к ровесникам по самым различным предлогам. При мощном эмоциональном возбуждении они постоянно стремятся как раз к другим детям, а не к старшим. Связь ребят весьма беспрепятственна и раскована. Заинтересованность, восхищение дети не умеют переносить в одиночку, они, несомненно, привлекают ровесников в собственные переживания [3, с. 23]

Это дает возможность говорить о близкой взаимосвязи двух сфер общения: дефицит общения со старшими приводит к объединению взаимоотношений между ровесниками. Степень формирования общения ребенка с взрослыми в значительной степени устанавливает характер его контактов с детьми.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Так, например, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Кроме этого быть агрессивными дети учатся в окружающем их мире. Дети черпают знания о моделях поведения, т.е., информацию о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации, в том числе, что нужно быть агрессивными, из трех источников.

Первый источник - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление.

Второй источник - агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Наблюдения показывают, что дети, регулярно посещавшие детский сад несколько агрессивнее тех детей, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили.

Третий источник содержит в себе следующее: дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, агрессивные компьютерные игры, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Несмотря на то, что выделяются три основные причины возникновения агрессии у детей, для большинства детей все-таки главным источником живых примеров агрессивного поведения является семья. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят.

Выделяются несколько основных психических травм, а также их результатов, которые в последующем могут спровоцировать агрессивное поведение со стороны дошкольника. [32, с. 45]

Во-первых, это развод родителей. Воздействие расторжение брака на ребенка колоссально и нередко приводит к необратимым результатам. Решение родителей развестись нередко основывается длительное количество времени, что создает неуверенность дошкольника и стремительно ограничивает процесс непрерывности его формирования, что может послужить причиной к нарушению значительной степени эмоционального и общественного функционирования дошкольника, к удручающим изменениям во взаимоотношениях родителей и ребенка. Одновременно с тем, подобные перемены в жизни семьи могут оказать воздействие на формирование ребенка, развитие самостоятельности и самодостаточности, достижение зрелости.

Дети по-разному принимают расторжение брака родителей. Дети дошкольного возраста реагируют на произошедшее беспокойством и горем, которые в значительной степени нарушают их поведение. [12, с. 36]

Тем не менее, за презентацией силы воли и духа, за отречением произошедшего, гиперреактивностью стоит стремление совладать с чувством потери, слабости и одиночества. Другие дети в тоже время принимают участие в двух процессах: они отдаются мукам душевной боли, либо интенсивно стараются завладеть обстановкой. Подобная политика может помочь подавить и сократить душевную боль, сделать ее терпимой и дать возможность, никак не останавливаясь в развитии, благополучно приспособиться к переломной ситуации расторжения брака.

Одни дети могут сердиться на собственных мам, другие, наоборот, на отцов, есть и такая категория детей, которая сердится на обоих. Существенная часть дошкольников сердится на того родителя, который положил начало бракоразводному процессу.

Собственную сильную злость дети отображают различными методами. Порой вспышки агрессивного поведения проявляются в предварительно продуманной бурной форме, рассчитанной на тот факт, чтобы досадить матери, когда она знакомится с другими мужчинами.

Дети с наслаждение получают позу правителя и становятся развязными, сразу же после уходов мужчин из семьи.

Во-вторых, спровоцировать агрессивное поведение может смерть родителей.

Детская практика переживания горя фактически в точности повторяет чувство горя, переживаемое старшими людьми. Однако действия детей проявляются по-другому и нередко отличаются от тех, каковых ждут от них взрослые. Позиция, что дети переживают сильнее, чем взрослые, ложная. Данному заблуждению содействует ошибочное понимание взрослых о детях, будто бы никак не владеющих опытом горести и эмоциональной боли. Такая позиция, на первый взгляд, не оправдана. На самом деле, дети нередко перемешивают переживание чувств с мыслями. Они ощущают существенные трудности в их формулировке.

Дети дошкольного возраста, понимают и истолковывают мир, принимая во внимание точки зрения окружающих, в том числе взрослых. Дошкольник не в состоянии осознать значимости слов «смерть» и «никогда». Он не осознает данных абстрактных слов, кроме того, ему тяжело осознать объяснения причин смерти. Ребенок понимает и принимает только лишь определенные действия и события.

Дети никак не осознают, что смерть бесповоротна, и вследствие этого считают, что умерший человек должен вернуться, есть возможность прийти к нему в гости. Они станут откликаться на утрату, делаясь раздражительными и надоедливыми, в наиболее серьезных вариациях - весьма замкнутыми.

Дети, так же, как и взрослые, принимают реальность со временем и колеблются между отречением и принятием того, что случилось.

Лучшая поддержка травмируемому ребенку - включение взрослого в его ситуацию. Данный контакт имеет возможность стать в дальнейшем крепкой основой для того, чтобы ребенок имел возможность лично совладать с постигшим его несчастьем. Ребенок имеет возможность переживать значительное чувство гнева, когда близкий человек умирает. [12, с. 29]

В-третьих, зачастую агрессивным поведением отличаются дети из семьи, где родители злоупотребляют алкоголем. Формирование детей в семьях проходит с нелегкими психическими отклонениями. У подобных детей незначительный интеллектуальный уровень - типичная проблема. [26, с. 56]

Небольшой круг заинтересованности родителей, весьма временное взаимодействие с детьми, небрежность к их нуждам не дают возможность приобрести исходный жизненный опыт, простые познания, результативной умственной деятельности.

У данных дошкольников зачастую раскрывается ощущение собственной ненужности, безысходности. Долгое истощение нервной системы приводит к полному нервному утомлению. Вследствие этого, в детском саду их выделяет ощутимая пассивность, равнодушие к окружающему. Зачастую несогласие вопреки безысходному положению выражается в желании к лидерству в команде. Тем не менее, из-за невысокой степени умственного формирования они самоутверждаются из числа ровесников и стараются завлечь интерес взрослых, совершая сомнительные действия.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только обладают постоянными проблемами в обучении, но и намного больше пребывают в состоянии горя и страха, склонны к депрессиям.

Последующее формирование и поступки ребенка обуславливается тем, какую стратегию приспособления он выбрал в семье.

В-четвёртых, очень часто, дети, подвергшиеся физическому насилию, сами отличаются агрессивным поведением.

Каждый день, согласно обстоятельствам несчастных случаев из-за ситуаций жестокого обращения с детьми, погибает три ребенка. [8, с. 78]

Более чем в половине всех случаев нанесения детям телесных повреждений, они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в четыре раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста. Около половины всех случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходится на детей в возрасте до трех лет. [8, с. 80]

Выделяются три основные причины возникновения агрессии у детей: семья, сверстники и средства массовой информации (СМИ). Но у большинства детей главной причиной агрессивного поведения является семья (развод или смерть родителей). Также агрессивным поведением отличаются дети из семьи, где родители злоупотребляют алкоголем или где ребенок подвержен физическому насилию. На наш взгляд педагог, который занимается воспитанием на протяжении всего дошкольного периода, должен обязательно владеть теоретическими знаниями о детской агрессивности, а также осуществлять тесное индивидуальное сотрудничество с родителями по вопросам проявления детской агрессии.

См. продолжение статьи

Приложение