Введение
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя - формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника по технологии в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники выполнения различных заданий. Среди теоретических заданий на олимпиаде по технологии есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, пиктограмму и т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные обучающиеся допускают ошибки. В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- анализ и оценка информации.
В Примерной основной образовательной программе под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов: художественного, научного, публицистического и официального-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Представлен конспект урока технологии, в котором на разных этапах используются приемы формирования навыков смыслового чтения, работы с текстом и информацией.
Технологическая карта урока
Тип урока - комбинированный.
Цель - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить со способами размещения комнатных растений в интерьере; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
Задачи:
- Образовательная - познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
- Развивающая - развивать пространственное воображение и внимательность.
- Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Планируемые результаты.
Личностные:
- Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
- Коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.
Предметные:
- Знакомство учащихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
- Закрепление умения работать с различными источниками информации (книга, справочник, учебник), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Метапредметные:
- Закрепление умения работать с информацией - находить, анализировать, отбирать необходимую информацию; управлять, оценивать и представлять информацию.
Основные понятия: Фитодизайн, фитодизайнер, одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум, жардиньерка, виды и группы комнатных растений, фитонциды, полив, опрыскивание, подкормка, пересадка, перевалка, горшок, кашпо, контейнер, почвенная смесь дренаж.
Межпредметные связи: биология, информатика, география, физика, ИЗО.
Ресурсы: справочники и книги по цветоводству, учебник, рабочая тетрадь, горшок, совок, керамзит, почвенная смесь, комнатное растение, перчатки фартук.
Домашнее задание к следующему уроку: Составить паспорт цветка, пользуясь справочником или материалами интернета.
Этап урока |
Деятельность |
Приемы, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся через работу с текстом |
|
Учителя |
Учащихся |
||
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности |
Организует обучающихся на начало урока. Проверяет готовность к уроку.
|
Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
Актуализация знаний |
Предлагает ответить на вопросы для проверки знаний |
Работают на карточках |
Прием «Верные и неверные утверждения» |
Формулирование темы урока. Постановка учебных задач |
Организует работу для определения темы урока. Предлагает по тексту учебника о профессии «фитодизайнер» составить синквейн.
|
Читают текст учебника. Составляют синквейн. Формулируют тему урока и соотносят ее с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. |
Прием «Синквейн» |
Изучение нового материала |
Организует фиксацию новых знаний. Объясняет роль комнатных растений в жизни человека, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы рассказывает об основных приемах размещения комнатных растений, о разновидности комнатных растений. |
Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Прием «Интерпретация текста» |
Предлагает, пользуясь справочником по цветоводству, найти данный цветок в кабинете. |
Работа в парах. Работают со справочником. Находят цветы в классе. Подписывают их. (Во время выполнения данного задания обучающиеся передвигаются по классу, что служит физкультминуткой)
Работают со справочником. Составляют по предложенному образцу паспорт растения. |
Прием «Сводная таблица» | |
Первичное закрепление |
Предлагает записать новые понятия в тетрадь. Консультирует, контролирует, наблюдает, направляет, корректирует. |
Пользуясь учебником, выписывают в тетрадь определения к новым словам. |
Прием «Составление тематического тезауруса» |
Предлагает подготовить, задать и ответить на вопросы дляпроверки знаий (один «толстый» и два «тонких») | Работают в парах. Составляют, задают и отвечают на поставленные вопросы. | Прием «Тонкие и толстые вопросы» | |
Изучение нового материала. |
Рассказывает о технологии пересадки растений. Дает инструктаж по выполнению практической работы, указывает на соблюдение правил техники безопасности. |
Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Повторят правила по технике безопасности, правила работы в парах. |
|
Закрепление |
Проверяет понимание обучающимися содержание работы и способе ее выполнения. |
Выполняют задание данное учителем. Структурируют знания |
Прием «Перепутанные цепочки» |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Побуждает к выполнению самостоятельной работы, следит за ходом выполнения работы, за соблюдением правил ТБ, контролирует и корректирует действия учеников. |
Работая в парах, выполняют пересадку и перевалку комнатных растений. |
Используется технологическая карта учебника.. Работа с текстом. |
Рефлексия деятельности |
Организует обучающихся на самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Комментирует и объясняет допущенные ошибки. Сравнивает качество работы. Оценивает работу обучающихся.
|
Анализируют и оценивают свои достижения, определяют значимость для себя полученных знаний и умений. |
|
Тезаурус
Прием «Синквейн» - развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.
Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы позволяет сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладеть приемом постановки вопросов к тексту.
Прием «Интерпретация текста» направлен на сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера.
Прием «Перепутанные логические цепочки» - обучающимся дается перепутанная логическая цепочка. Изучив текст, учащиеся должны выстроить правильную логическую цепочку. Или завершить, дополнить цепочку.
Прием «Составление тематического тезауруса» - это составление упорядоченного комплекса базовых понятий по теме.
Прием «Сводная таблица» позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения.
Прием «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: «верно» или «неверно».
Задания к уроку
1. Прием «Верные и неверные утверждения»
Работа на карточках. Поставь «+» - верное утверждение, «-» - неверное утверждение.
№ |
Утверждение |
«+» или «-» |
1 |
Драпировка - это свободно ниспадающая ткань, образующая красивые округлые складки |
|
2 |
Ковровое покрытие - это большой ковер, который устилает весь пол комнаты. |
|
3 |
Гардины - занавеси из плотной ткани, рассеивают солнечный свет. |
|
4 |
В качестве портьерной ткани применяют бархат, шелк, жаккард, гобелен, лен. |
|
5 |
Краску используют только в тех помещениях, где стены идеально ровные |
|
6 |
Коллекции: декоративные маски, керамика, бабочки, цветы, используют для украшения комнат. |
|
7 |
Ламинат крепится к полу с помощью клея. |
|
8 |
Доминанта - это визуальный центр композиции. |
|
9 |
Статичная композиция - это когда мебель закреплена на полу или стене. |
|
10 |
Желтые, оранжево-розовые, светло-зеленые, бежевые цвета подходят для оклейки комнат, окна которых выходят на юг. |
|
2. Составьте синквейн к тексту
Фитодизайнер (флорист, аранжировщик) - специалист, занимающийся составлением цветочных композиций. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и уход за конкретными растениями, их биологическую совместимость; обладать знаниями в области ботаники, агрономии, биологии, химии; разбираться в тенденциях цветочной моды, знать принципы дизайна, существующие стили оформления.
Пример. Структура синквейна:
- Существительное (тема) - флорист
- Два прилагательных (описание) - цветочные, научное.
- Три глагола (действие) - знать, обладать, разбираться.
- Фраза из четырех слов (описание) - составит модную цветочную композицию
- Существительное (перефразировка темы) - дизайнер.
3. Прием «Интерпретация текста»
Обучающимся выдаются карточки с названиями 2-3 цветов. Требуется найти данные растения в кабинете, пользуясь справочником.
Пример: хлорофитум, драцена, фиалка, бегония.
4. Прием «Сводная таблица»
Учитель раздает карточки с названием цветка. Обучающиеся должны, пользуясь справочником, учебником, составить паспорт растения по предложенному образцу.
Название растения |
|
Температура, необходимая для нормального роста |
|
Требования к водному режиму |
|
Требования к влажности воздуха |
|
Требования к освещенности |
|
Требования к почве |
|
Группа растения по декоративности |
|
Группа по внешним данным |
|
Сочетаемость по элементам интерьера |
|
5. Прием «Составление тематического тезауруса»
Выпишите определения к новым словам, которые записаны на доске.
Пример. Жардиньерка - художественно оформленный цветочный столик.
6. Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа.
«Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Пример.
- «Тонкий» вопрос - Традесканция относится к ампельным растениям?
- «Толстый» вопрос - Чем полезны растения в доме?
7. Прием «Перепутанные логические цепочки»
Учащимся предлагается восстановить перепутанную цепочку по перевалке комнатных растений.
Пример. Вынуть растение из старого горшка - Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление - Полить растение - Поместить растение в посуду с водой, осмотреть корни - Подготовить новый горшок с дренажем - Засыпать корни почвой, уплотняя ее - Поместить в углубление растение, расправить корни. - Поставить в тень.