Приемы формирования навыков смыслового чтения, работы с текстом и информацией на уроках технологии. Конспект урока технологии по теме «Комнатные растения в интерьере»

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: комнатные растения


Введение

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя - формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника по технологии в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники выполнения различных заданий. Среди теоретических заданий на олимпиаде по технологии есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, пиктограмму и т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные обучающиеся допускают ошибки. В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • анализ и оценка информации.

В Примерной основной образовательной программе под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов: художественного, научного, публицистического и официального-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Представлен конспект урока технологии, в котором на разных этапах используются приемы формирования навыков смыслового чтения, работы с текстом и информацией.

Технологическая карта урока

Тип урока - комбинированный.

Цель - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить со способами размещения комнатных растений в интерьере; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.

Задачи:

  • Образовательная - познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
  • Развивающая - развивать пространственное воображение и внимательность.
  • Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
  • Коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Предметные:

  • Знакомство учащихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.
  • Закрепление умения работать с различными источниками информации (книга, справочник, учебник), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Метапредметные:

  • Закрепление умения работать с информацией - находить, анализировать, отбирать необходимую информацию; управлять, оценивать и представлять информацию.

Основные понятия: Фитодизайн, фитодизайнер, одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум, жардиньерка, виды и группы комнатных растений, фитонциды, полив, опрыскивание, подкормка, пересадка, перевалка, горшок, кашпо, контейнер, почвенная смесь дренаж.

Межпредметные связи: биология, информатика, география, физика, ИЗО.

Ресурсы: справочники и книги по цветоводству, учебник, рабочая тетрадь, горшок, совок, керамзит, почвенная смесь, комнатное растение, перчатки фартук.

Домашнее задание к следующему уроку: Составить паспорт цветка, пользуясь справочником или материалами интернета.

Этап урока

Деятельность

Приемы, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся через работу с текстом

Учителя

Учащихся

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Организует обучающихся на начало урока. Проверяет готовность к уроку.
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне

Актуализация знаний

Предлагает ответить на вопросы для проверки знаний

Работают на карточках

Прием «Верные и неверные утверждения»

Формулирование темы урока. Постановка учебных задач

Организует работу для определения темы урока. Предлагает по тексту учебника о профессии «фитодизайнер» составить синквейн.
Учитель в позиции консультанта побуждает обучающихся к продвижению гипотез по принятию учебных задач. Предлагает обучающимся выявить какую роль играют комнатные растения в жизни человека в интерьере жилища, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть.

Читают текст учебника. Составляют синквейн. Формулируют тему урока и соотносят ее с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока.

Прием «Синквейн»

Изучение нового материала

Организует фиксацию новых знаний. Объясняет роль комнатных растений в жизни человека, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы рассказывает об основных приемах размещения комнатных растений, о разновидности комнатных растений.

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Прием «Интерпретация текста»

Предлагает, пользуясь справочником по цветоводству, найти данный цветок в кабинете. Работа в парах. Работают со справочником. Находят цветы в классе. Подписывают их. (Во время выполнения данного задания обучающиеся передвигаются по классу, что служит физкультминуткой)
Работают со справочником. Составляют по предложенному образцу паспорт растения.
Прием «Сводная таблица»

Первичное закрепление

Предлагает записать новые понятия в тетрадь. Консультирует, контролирует, наблюдает, направляет, корректирует.

Пользуясь учебником, выписывают в тетрадь определения к новым словам.

Прием «Составление тематического тезауруса»

Предлагает подготовить, задать и ответить на вопросы дляпроверки знаий (один «толстый» и два «тонких») Работают в парах. Составляют, задают и отвечают на поставленные вопросы. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Изучение нового материала.

Рассказывает о технологии пересадки растений. Дает инструктаж по выполнению практической работы, указывает на соблюдение правил техники безопасности.

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Повторят правила по технике безопасности, правила работы в парах.

Закрепление

Проверяет понимание обучающимися содержание работы и способе ее выполнения.

Выполняют задание данное учителем. Структурируют знания

Прием «Перепутанные цепочки»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Побуждает к выполнению самостоятельной работы, следит за ходом выполнения работы, за соблюдением правил ТБ, контролирует и корректирует действия учеников.

Работая в парах, выполняют пересадку и перевалку комнатных растений.

Используется технологическая карта учебника.. Работа с текстом.

Рефлексия деятельности

Организует обучающихся на самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Комментирует и объясняет допущенные ошибки. Сравнивает качество работы. Оценивает работу обучающихся.
Задает домашнее задание.

Анализируют и оценивают свои достижения, определяют значимость для себя полученных знаний и умений.

Тезаурус

Прием «Синквейн» - развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы позволяет сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладеть приемом постановки вопросов к тексту.

Прием «Интерпретация текста» направлен на сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера.

Прием «Перепутанные логические цепочки» - обучающимся дается перепутанная логическая цепочка. Изучив текст, учащиеся должны выстроить правильную логическую цепочку. Или завершить, дополнить цепочку.

Прием «Составление тематического тезауруса» - это составление упорядоченного комплекса базовых понятий по теме.

Прием «Сводная таблица» позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения.

Прием «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: «верно» или «неверно».

Задания к уроку

1. Прием «Верные и неверные утверждения»

Работа на карточках. Поставь «+» - верное утверждение, «-» - неверное утверждение.

Утверждение

«+» или «-»

1

Драпировка - это свободно ниспадающая ткань, образующая красивые округлые складки

2

Ковровое покрытие - это большой ковер, который устилает весь пол комнаты.

3

Гардины - занавеси из плотной ткани, рассеивают солнечный свет.

4

В качестве портьерной ткани применяют бархат, шелк, жаккард, гобелен, лен.

5

Краску используют только в тех помещениях, где стены идеально ровные

6

Коллекции: декоративные маски, керамика, бабочки, цветы, используют для украшения комнат.

7

Ламинат крепится к полу с помощью клея.

8

Доминанта - это визуальный центр композиции.

9

Статичная композиция - это когда мебель закреплена на полу или стене.

10

Желтые, оранжево-розовые, светло-зеленые, бежевые цвета подходят для оклейки комнат, окна которых выходят на юг.

2. Составьте синквейн к тексту

Фитодизайнер (флорист, аранжировщик) - специалист, занимающийся составлением цветочных композиций. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и уход за конкретными растениями, их биологическую совместимость; обладать знаниями в области ботаники, агрономии, биологии, химии; разбираться в тенденциях цветочной моды, знать принципы дизайна, существующие стили оформления.

Пример. Структура синквейна:

  • Существительное (тема) - флорист
  • Два прилагательных (описание) - цветочные, научное.
  • Три глагола (действие) - знать, обладать, разбираться.
  • Фраза из четырех слов (описание) - составит модную цветочную композицию
  • Существительное (перефразировка темы) - дизайнер.

3. Прием «Интерпретация текста»

Обучающимся выдаются карточки с названиями 2-3 цветов. Требуется найти данные растения в кабинете, пользуясь справочником.

Пример: хлорофитум, драцена, фиалка, бегония.

4. Прием «Сводная таблица»

Учитель раздает карточки с названием цветка. Обучающиеся должны, пользуясь справочником, учебником, составить паспорт растения по предложенному образцу.

Название растения

Температура, необходимая для нормального роста

Требования к водному режиму

Требования к влажности воздуха

Требования к освещенности

Требования к почве

Группа растения по декоративности

Группа по внешним данным

Сочетаемость по элементам интерьера

5. Прием «Составление тематического тезауруса»

Выпишите определения к новым словам, которые записаны на доске.

Пример. Жардиньерка - художественно оформленный цветочный столик.

6. Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа.

«Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Пример.

  • «Тонкий» вопрос - Традесканция относится к ампельным растениям?
  • «Толстый» вопрос - Чем полезны растения в доме?

7. Прием «Перепутанные логические цепочки»

Учащимся предлагается восстановить перепутанную цепочку по перевалке комнатных растений.

Пример. Вынуть растение из старого горшка - Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление - Полить растение - Поместить растение в посуду с водой, осмотреть корни - Подготовить новый горшок с дренажем - Засыпать корни почвой, уплотняя ее - Поместить в углубление растение, расправить корни. - Поставить в тень.