Оригами в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: оригами


Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть очень полезно благодаря своему многостороннему воздействию на детей.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие тонкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом.

В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры - квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую.

Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии - родины оригами, - осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

Всю жизнь человек соприкасается с животным миром. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению. Одним из способов формирования бережного отношения к природе выступают беседы и рассказы о жизни животных прежде всего родного края: их повадках, среде обитания, образе жизни. Материал по складыванию фигурок сопровождается информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны. Поэтому так важно заниматься оригами с детьми дошкольного возраста.

Кроме того, бумага очень доступный материал. Это несомненный плюс.

Задачи, которые помогает решить оригами

При складывании фигурки ребенок всегда успешен, т.к. в результате всегда получается поделка. Пусть даже неровно сложенная. Поделку можно использовать не только для игры, это может быть и подарок для мамы, стакан, из которого можно попить, шапка, которая защитит от солнца, кошелек для мелочи. Применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным: цветами можно украсить дом к празднику, в коробочку или конверт упаковать подарок. Т.е. создается что-то, чем можно пользоваться. Ребенок получает возможность быть полезным. Кстати, модульный принцип оригами используется в космонавтике для организации плоскостей солнечных батарей, которые должны занимать минимальный объем и быстро раскрываться в открытом космосе.

Можно соединить технологию оригами и такую технологию деятельностного подхода как проблемное обучение. Это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает установление под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Так при анализе схемы педагог может предложить на выбор бумагу: толстую или тонкую. Ребенок делая, выбор объясняет его. И на практике можно попробовать: получится ли сложить лебедя из плотного листа, или нет. Лебедь получится, а вот кошелек нет. А почему? Потому что в схеме кошелька много перегибов и лучше брать тонкий лист, который легче гнется. Решая такие задачи, ребенок сам пробным способом добывает знания, в данном примере о свойствах бумаги. Даже если решение было принято не правильно, и кошелек складывался из толстого листа, на практике ребенок поймёт, что это трудно, поделка не получается и на основе этого сделает вывод о необходимости сменить лист бумаги. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами, даже собственным запахом.

Хочется отметить, что занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Складывая игрушки из бумаги, дети сосредоточены, увлечены, заинтересованы, погружены в мир фантазии, а все это является для психической жизни своеобразным «витамином», укрепляющим защитные механизмы личности. Интересно отметить тот факт, что в оригами отсутствуют элементы агрессивности. Фигуры и игрушки, веками создаваемые в японской культуре, - это растения и животные, предметы быта, среди них нет тревожных, страшных символов или образов. В этом смысле оригами - уникальное средство коррекции негативных проявлений личности. Ведь, например, в рисунке дети часто отражают свои агрессивные и тревожные тенденции. При лепке ребенок также может допускать довольно грубые и в известном смысле агрессивные действия: бить или с усилием нажимать, разрывать или ломать куски глины или пластилина. Оригами существенно ограничивает возможность грубых действий с материалом: только очень точными, аккуратными, даже «нежными» пальцами можно сделать игрушку.

Еще один положительный результат - развитие коммуникативных способностей детей. Например, дети, всегда отказывающиеся читать стихи в присутствии товарищей (не говоря уж о публике), начинают рассказывать истории о своей любимой поделке. Это происходит потому, что готовая фигурка - это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка и наделяет свою поделку определенными качествами характера или ассоциирует с самим собой. Оригами укрепляет и товарищеские отношения. Дети с удовольствием помогают друг другу во время занятий и делятся своим опытом.

Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий.

Советы начинающим оригамистам

Этапы работы образовательной деятельности:

1. Подготовка (подготовительная фаза):

1) Определение темы и цели занятия;

2) Определение ключевых характеристик понятий, навыков, которые будут приобретаться детьми;

3) Подбор вопросов/материала для создания проблемной ситуации или сюрпризного момента;

4) Проектирование возможных решений проблемной ситуации

5) Определение о способах подачи учебного материала

2. Обучение (фаза активной образовательной деятельности путем взаимодействия воспитателя с ребенком):

1) Введение детей в игровую/проблемную ситуацию или сюрпризный момент для погружения в образовательный процесс;

2) Решение проблемной ситуации: дать детям возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему, принимая любые варианты детей и предлагая сделать выбор. Побуждение детей к объяснению своих действий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез;

3) Объяснение нового материала, которым дети могут овладеть в процессе занятия: анализ схемы, изготовление поделки. Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма складывания по схеме. Самостоятельная проверка по эталону (образцу).

Рефлексия (фаза подведения итогов занятия):

Для педагога:

1) Справились ли дети с заданием и получили удовлетворение от результата своей деятельности;

2) Освоили ли дети приемы работы в технике оригами и способы сложения из базовых фигур;

3) Что хотелось б изменить в образовательной деятельности, если бы проводили ее еще раз?

4) Какие приёмы и методы помогли в работе?

Для детей:

Дети в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: о своей поделке/ игрушке; шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

1) Что у тебя получилось лучше всего?

2) Кто помог тебе сегодня?

3) Что у тебя не получилось и почему?

4) Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

5) Что было самым трудным?

6) Что было самым интересным?

7) Что ещё не получается?

8) Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т.д.

Следует избегать вопросов «Что понравилось?» и «Что не понравилось?». Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

В конце образовательной деятельности можно устроить выставку детских работ (на магнитной доске, на ленточке), полюбоваться результатом и предложить детям оценить работы, рассказать, что понравилось в той или иной работе.

Или предложить детям объединится в пары/тройки и показать друг другу свои работы, рассказывая, что нравится и какие можно дать советы другу.

Объединение детей можно так же организовать по принципу «кому ты хочешь показать свою работу». Таким образом, устанавливаются и развиваются дружеские отношения.

Проводя образовательную деятельность с детьми, я ввела понятие «линия - помощница». Это линия сгиба. На «линию - помощницу» мы ориентируемся по складывании базовой формы. Малышам неинтересно складывать две противоположные стороны квадрата, а вот отправить их «в гости к другу другу» всегда занимательно. Так же и уголки «пьют чай вместе», так их веселее совмещать. В процессе складывания всегда обращаю внимание на промежуточный результат, спрашиваю детей: «Что получилось?», «На что похоже?». Бывает, что дети придумывают новые названия базовым формам, так Воздушный змей у нас превратился в Мороженое. Эта форма стала более узнаваема и запоминаема детьми.

При подготовке к занятию не надо выбирать сложные схемы. Рекомендую педагогу самому потренироваться и сложить несколько раз фигурку оригами.

Как заинтересовать ребенка?

Практика показывает, что одной беседы и загадок бывает недостаточно. На помощь приходят обучающие мультфильмы и презентации. Мультфильмы скачиваю из интернета, а презентации делаю сама. Интерес к теме и оригами у детей повышается. Так просмотрев мультфильм про виды медведей, малыши были удивлены существующему многообразию. И каждый малыш с усердием сложил мишку, использовав определенный оттенок бумаги, который характерен для задуманного вида медведя. Самое интересное, что сложив поделку, дети тут же начинают сюжетно-ролевую игру с ней.

Только поняв схему, можно научить детей ее складывать. На первых занятиях хорошо бы закрепить с детьми условные обозначения. Таких картинок в интернете множество и можно выбрать ту, которая приглянется.

Хорошо, если всегда перед глазами детей будет такой листочек с подсказками.

Ну а базовые формы вы начнете осваивать с детьми постепенно.

Замечательно, если тема занятия будет созвучна с временем года, с событиями и праздниками из жизни детей. Так, например, осенью можно сложить из бумаги ежика, несущего яблоко в норку, зимой елочку, припорошенную снегом, а ко Дню Космонавтики ракету, летом цветок или бабочку.

С детьми старшего возраста лучше выбирать поделки, состоящие из одной части или нескольких, но легко складывающихся частей, например, Снеговик. Складывая одну и ту же деталь, дети закрепляют не только навыки сложения, но и этапы сложения.

С детьми подготовительной группы, хорошо бы освоить базовые формы, и потом выбирать схемы на из основе, использовать несколько штук в одной поделки, например, Тюльпан. Такой приём демонстрирует детям как можно сочетать разные детали.

Если педагог замечает, что дети легко справляется со складыванием, хорошо, предложить им сложить такой же предмет, но поменьше размером. Усложняется работа, т.к. лист меньшего размера складывать труднее. Например, Кошка и котята.

Фигурки - это символы, и это дает возможность ребенку додумать их, пофантазировать. Фигурка, сложенная из обычного листа бумаги, оживает в руках ребенка. Часто он отождествляет себя с игрушечным персонажем, представляет себя то трусливым зайцем, то злым волком, а то прекрасной царевной. Он разговаривает со своей игрушкой, что-то рассказывает, выдумывает самые невероятные истории. Так рождается сказка. Ребенок учится не только складывать, но и сочинять.

Итак, схему выбрали, мультфильм подобрали и начинается волшебство.

В гости к детям придет Квадрат и … из обыкновенного квадрата/ прямоугольника получится то, что задумали: дом, гном, снеговик, дерево или ракета.

Общие правила при обучении технике оригами

Воспитателям.

1. Заготовки для детей воспитатель выполняет заранее, до занятий. Заготовка имеет точно квадратную форму, бумага должна быть хорошо сгибающейся, цветной или белой (в зависимости от темы занятия). Идеальна бумага для оригами, но она дорога. Практика показала, что близка по свойствам бумага для принтера. Заготовка у воспитателя в два раза больше, чем у детей.

2. Обучение складыванию любой поделки ведется по схеме, по этапам («Делай как я!»). При показе не должно быть лишних сгибов.

3. Игрушку выполняют вместе с воспитателем, затем дети самостоятельно изготавливают фигурку (затрудняющимся детям воспитатель оказывает помощь).

4. Максимум внимания необходимо уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей. (Опережать, а не догонять группу.).

5. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться чему-то.

Детям.

1. Держи фигурку так, как она нарисована на схеме, или так, как ее держит воспитатель.

2. Линии сгиба тщательно проглаживай. Складывай фигурки только на столе. При делении квадрата по диагонали углы должны точно совпадать.

3. Научился сам - научи другого.

4. После работы наведи порядок на столе.

Материалы и инструменты.

Бумага.

Бумага различается по толщине, цвету, качеству и размерам.

1. Газетная бумага - из нее можно изготавливать «одноразовые» оригами, например пилотку.

2. Бумага афишная цветная, а также журналы, мягкие обложки - на занятиях по оригами такую бумагу можно использовать ради получения красочных изделий, а также различных эффектов.

3. Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокопирования - легко складывается, ее можно окрашивать различными способами.

4. Специальная бумага для оригами - имеет стороны разного цвета, например красная - зеленая, синяя - желтая, оранжевая - фиолетовая.

5. Мраморная бумага - имитирует мраморную поверхность, ее можно изготовить самостоятельно различными способами: набрызгом, монотипией, масляная краска + бензин + вода.

6. Бумага самоклеящаяся (глянцевая, матовая, разных цветов) - на обратной стороне можно сделать разметку, срезать лишнее, снять пленку и нанести на фон нужного цвета бумагу, прижав к основе.

7. Обойная бумага - используется для создания крупных оригами.

8. Японская бумага васи - качество такой бумаги позволяет выдержать до 200-240 сгибов при выполнении оригами. Выпускают ее в виде готовых квадратов бумаги (190×190 мм) различных цветов. В наборе 20 листов. Это довольно дорогая бумага, однако использовать ее необычайно удобно.

Наиболее практичный и экономный вариант для меня бумага для принтера разных цветов.

Клей, кисти, ножницы.

В большинстве случаев фигурки оригами создаются без помощи клея (классическое оригами), для закрепления используются кармашки.

Клей ПВА используется для соединения между собой модулей при создании кусадами. Этот клей не оставляет следов после высыхания.

Размер кисти зависит от величины работы, на которую надо нанести клей.

Ножницы следует выбирать только с закругленными концами. У всех ножниц должны быть хорошо двигающиеся рычаги. При работе кольца ножниц надевают на большой и средний пальцы правой (левши - левой) руки. Указательный палец придерживает нижнее кольцо ножниц сверху, а безымянный и мизинец помогают придерживать его снизу. Взрослому необходимо следить, чтобы разрез получался ровный, красивый, без зазубрин.

Творческих успехов!

При создании использованы использовались интернет-ресурсы.