Формирование здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗОЖ


Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема здоровья детей дошкольного возраста. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни и умений реализовывать их в поведении и деятельности доступными для детей способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку, соблюдать режим дня).

Нам, педагогам, необходимо совместно с родителями формировать у детей понятия здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.

Составляющими здорового образа жизни являются:

  • Личная гигиена
  • Рациональное питание
  • Закаливание
  • Положительные эмоции
  • Отказ от вредных привычек
  • Оптимальная двигательная активность

Одним из основных условий здорового образа жизни является режим дня. Четкий распорядок дня, закрепившиеся привычки к регулярным занятиям помогут ребенку поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Наилучший оздоровительный эффект тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем дают упражнения аэробики, ходьбы, легкого бега, плавание, лыжные и велосипедные прогулки, упражнения на гибкость, равновесие и укрепление осанки.

Нормальное течение процесса роста и развития организма обеспечивает правильное питание. Это:

  • Регулярный прием пищи.
  • Наличие питательных веществ (белки, жиры, углеводы).
  • Питание должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены. Необходимо воспитывать в детях аккуратность, потребность в уходе за полостью рта, кожей тела, волос, содержания в чистоте одежды и обуви.

Следующим компонентом здорового образа жизни является умственная деятельность. Это чтение художественной литературы, беседы, а также усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. Осуществляется процесс мышления и запоминания.

Говоря о положительных эмоциях надо помнить, что поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя, мы сохраняем и укрепляем их здоровье и наоборот.

Необходимо, чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого надо способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако надо учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются:

  • самостоятельная деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика;
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • физические упражнения после дневного сна;
  • физические упражнения с закаливающими процедурами;
  • прогулки;
  • походы;
  • спортивные праздники.

Начинать формировать здоровый образ жизни необходимо с детского сада, тогда забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения для ребенка, так как молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Главным союзником в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни дошкольников являются родители. Наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без участия родителей мы не сможем добиться хороших результатов, только родители являются примером для своих детей.

Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, сильными. Мы должны научить их с молодых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.