"Морской бой" на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Краеведение, Мастер-класс

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Здравствуйте, коллеги!

Как и у каждого учителя, передо мной, преподавателем истории, возникает необходимость периодически проверять уровень остаточных знаний, которые остались у детей по пройденным темам или за весь курс истории России за год. Форму проверки уроков каждый педагог выбирает исходя из различных соображений и реалий, складывающихся на данный момент времени. Я лично, стараюсь искать различные способы контроля остаточных знаний, где не последнее место я уделяю игре. Идея данного урока не нова, более того, уверен, что многие учителя хотя бы раз в своей практике использовали игровую модель повторения как наиболее эффективную в аспекте запоминания и повторения.

Мы все когда-то в детстве играли в различные игры, таким образом обучаясь различным практическим жизненным и базовым навыкам, и уже во взрослом своем возрасте мы до сих пор помню тот опыт, который каждый вынес из своего игрового детства (модели поведения, правила, или, скажем, манеры поведения, разрешения и запреты), свободного от интернета, сотовых телефонов и прочих приспособлений, облегчающих жизнь, и, к сожалению, у многих детишек отнимающих свободное и полезное время.

Учитывая данный свой жизненный опыт, я пришел к выводу, что в игровой форме у детей тоже может остаться достаточно хороший багаж знаний, что особенно важно для тех учащихся, которые стараются поменьше открывать тетради и учебники и контактировать с окружающими по разным причинам (учитываем интровертированность отдельных учащихся по серьезным причинам). В игровой форме, на мой взгляд, усвоение материала, так же, как и навыки работы в группе, происходят максимально безболезненно, хотя, роль учителя как арбитра тоже максимально важна, так как конфликтов в игре, особенно на стадии рефлексии не избежать - могут быть те, кто недовольны результатами (и вы знаете, они будут правы, но с их точки зрения), здесь важно доступно и понятно объяснить, почему именно такие результаты, на основании чего были сняты или начислены баллы, или почему одна команда на каком-то этапе получила штрафные санкции.

Излюбленная форма игры на повторение у «моих» учащихся 5-9 классов - игра «Морской бой». Периодичность игры - один раз в четверть, и ребята ожидают игры как праздник. Принцип игры очень прост, правила максимально похожи на классические, с одним условием: корабли прячет учитель, а «стреляют» учащиеся команд - «командиры кораблей» или «стрелки». Чем же привлекает эта игра ребят?

  • Команды формируются «по интересам» (но разбавляются мной по принципу «сильные-средние-слабые»). То есть, если я вижу изначально сформированный коллектив участников, состоящий из «сильных» ребят, я их распределяю равномерно по разным командам и объясняю, что это в их интересах, чтоб потом не было недовольных, что в одной команде сильные, а в другой нет;
  • Команды можно называть кораблями с красивыми названиями (будьте осторожны с названиями, так как имя «корабля» может нести в себе унижение для кого-то или чего-то, содержать неэтичность, знакомую в подростковой среде и не иметь значения для ничего не подозревающего учителя);
  • В процессе игры я разрешаю пользоваться тетрадями, учебником и интернетом (сразу на полбалла ниже), что особенно важно для классов, где история идет туговато.
  • Даже проигравшие выходят из игры с бонусом (минимальный балл за игру - удовлетворительная оценка). Выигравшие - получают оценку «отлично» (для данных результатов необходимо поделить класс максимум на три команды).
  • В процессе поиска и после объяснения материала (если он сложен), дети понимают и запоминают, что легко проверить на последующих уроках;
  • Большинство учащихся все равно выходят с урока с положительными эмоциями, что крайне важно;
  • Формируется навык общения, умение слушать и совещаться.
  • Особо отличившихся ожидает бонус (отметка, отличная от всей команды), о чем команды предупреждаются сразу и специально берется согласие на данное правило у всех участников игры (чтоб потом не было обиженных, которые тянули всю команду, которая сыграла, ну, скажем, на удовлетворительный результат).

До урока на доске (или заранее заготовленная на ватмане, картоне и т.д.) рисуется поле 10*10 клеток. Сверху буквы А,Б, В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К. слева и справа - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Заранее подготовлена расстановка кораблей на игровом поле, о которой дети, понятное дело, не знают.

Тот же вариант допустим в виде презентации (если не сложно работать с гиперссылками и иллюстративным материалом). Одновременно дети пишут список участников команды, чтоб учителю было проще делать отметки в журнале.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

1

2

1 КОРАБЛЬ

2

3

3

4

2 КОРАБЛЯ

4

5

5

6

3 КОРАБЛЯ

6

7

7

8

4 КОРАБЛЯ

8

9

9

10

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

КОРАБЛИ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ СОЕДИНЯЮТСЯ НИКАКИМ ОБРАЗОМ, И ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЯМЫМИ!

Отдельно обговариваются правила игры с учащимися:

  • Каждая команда по очереди делает выстрел (выбирают нужный сектор). Попадание в корабль + правильный ответ = 1 балл + дополнительный ход (НЕ БОЛЕЕ 3 ПОДРЯД, в случае четырехпалубного - 4 хода подряд при всех верных ответах).
  • В случае каждого следующего попадания и верного ответа на поставленный вопрос команде задается один вопрос более сложного уровня (сложность возрастает при попадании в многопалубный корабль с каждой «подбитой» клеткой). В случае промаха задается один простой вопрос и ставится 0,5 балла за правильный ответ.
  • При попадании - если дан неправильный ответ, право ответа переходит к следующей команде. В случае промаха переход хода не действует.
  • Штрафной 1 балл снимается в случае нарушения дисциплины, неуважительного отношения командой или любым ее участником в адрес других команд или ее участников, а также в случае оскорблений, обзывательств и перебиваний ответчика внутри самой команды.
  • Правило «технического поражения» (если команда сдается или не набирается) не действует. В первом случае, вопросы задаются с учетом ситуации, во втором - команда собирается принудительно.
  • Личный зачет - если в процессе игры кого-то хочется особо выделить - работал очень хорошо, показал отличные знания и тд (или наоборот ничего не делал, не участвовал), применяются санкции (личное поощрение баллом или неудовлетворительная оценка соответственно). Это особенно актуально, когда команда, к примеру, проиграла, но один человек (или несколько) работали очень хорошо, думаю, будет неправильно их равнять под общий балл.

Вопросы подбираются с учетом возможностей класса. Ниже приведены примерные вопросы, рекомендую дополнить (изменить) список вопросов с учетом ваших соображений, если вы решите воспользоваться данной разработкой игры.

Примерные вопросы по игре «Морской бой» для 6-9 классов по истории России (может быть применимо для любого раздела или как повторительно-обобщающий урок за год)

Цель игры: закрепление через повторение и поиск пройденного материала.

Намеренно здесь не указываю весь список вопросов, чтоб каждый для себя смог набрать свою, необходимую для своей работы базу вопросов и заданий по изученным темам.

Определения (0,5 б.)

Команды выбирают один из двух вариантов ответа в стиле «ИЛИ-ИЛИ»

Вопросы составляются таким образом, что часть ответа верная, часть заведомо нет и причем неправильный ответ можно выделить так, чтоб дети сразу смогли угадать (идеально подходит для 5-6 классов).

Примеры:

Ярлык на княжение - это иконка на компьютере, или верительная грамота, выдаваемая русским князьям монгольскими ханами на княжение?

Триумвират - это политическое соглашение между тремя лицами с целью раздела власти, или стул с тремя ножками?

Для более младших классов, само собой, вопросы мы упрощаем, чтоб легче было воспринимать на слух.

Верю-не верю: верите ли вы, что… (0,5 б.)

Вопросы формируются с учетом пройденной тематики по предмету, для более младших классов вопросы выбираются соответственно их уровня знаний. Для более старших классов я включаю вопросы из других тем, пройденных в предыдущих классах (повторение - мать учения).

Примеры типовых вопросов:

  • Верите ли вы в то, что Тордесильясский мирный договор разделял мир на сферы влияния между Испанией и Португалией ровно по середине Атлантического океана?
  • Верите ли вы, что правящих династий в России было всего две?

Даты (усложненный вопрос, 1 б.)

Даты - их надо знать. Учитывая то, что дети их не особо любят (и не учат), я определил этот цикл вопросов в качестве усложненных (в случае попадания в однопалубные корабли или по первому вопросу для многопалубных)

Можно составить вопрос с выбором правильного ответа, с подсказкой или просто вопрос без ответа.

Примеры вопросов:

  • 1054 г. в этом году произошла Великая схизма, поход А.Македонского в Египет или вступление на престол Петра I? (выбор правильного ответа)
  • 1547 г. - на престол Российского государства вступил первый царь, к сожалению, увековечивший себя грозным именем… (подсказка)
  • Раскройте значение даты: 2 сентября 1945 г.

По какому принципу образован ряд (усложненный вопрос - 1 б.)

В этом цикле вопросов учащиеся угадывают, по какому принципу созданы последовательности.

Примеры:

  • 1378 г, 1380 г, 1480 г;
  • 911,941, 944 г.
  • Бельские, Шуйские, Глинские
  • манифест, грамота, письмо
  • витраж, мозаика, зернь
  • новгород, береста, гусиное перо

Кто (что) лишнее в ряду, объясните, почему (1 б.)

Смысл задания в том, что из цепочки вычленяется лишнее, выпадающее слово (при необходимости, учитель сам разъясняет, почему выпадает то или иное значение)

  1. сражения: м. Гангут, о. Гренгам, Бородино
  2. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Иоанн Васильевич
  3. Боярская дума, коллегии, сенат

Исторические личности (1 балл):

Предполагается односложный ответ. Вопрос можно задавать при попадании первый или второй раз.

Примеры вопросов:

  • Петр Алексеевич - Романов, Годунов или Рюрикович?
  • Минин Кузьма - купец или князь?
  • Борис Годунов - представителей династии Рюриковичей?
  • «Русская правда» написана Ярославом, Иваном III, Иваном IV или Н.М. Муравьевым?
  • Кондиции отказалась подписывать ……… (Анна Иоанновна)

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ТОГДА, КОГДА ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ, а задавать вопросы надо (до конца урока много времени, спорные ситуации и т.д.)

Исторический ребус - в случае спорной ситуации (если принципиально кто-то должен победить в случае одинаковых результатов)

На наглядном материале или на доске пишется загаданное слово (любое из предложенных) с переставленными местами буквами, команды на время угадывают, кто быстрее)

Например. Ончанприи (опричнина)

Интеллект-вопрос - Конкурс капитанов

Как правило, капитанами выбирают самых умных (по мнению ребят) учащихся. Им и дается право ответа.

Вопросы не сложные, но так, чтоб нужно было догадаться.

Например:

  • Предание нарекло …. Хитрою, церковь - Святою, история - Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране… О ком написал эти строки историк Карамзин Н.М. в книге «Предание веков»? (Княгиня Ольга)

- На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан не умел читать и писать).

Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

Категория высших по сложности вопросов (для техпалубных и четырехпалубных кораблей)

Императоры, усложненные вопросы

Зачитывается какой-то известный факт, пройденный на уроке или отрывок из документа с подсказкой. Время ребятам дается на раздумье. Думают все команды, так как тут может быть переход хода!

Например: Елизавета Петровна (каждый вопрос по личности зачитывается поэтапно, если дети сразу догадаться не могут, а также возможно - при переходе хода к другой команде)

1.Императрица родилась в Коломенском дворце 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: её отец въезжал в Москву, желая отметить в столице свою победу над Карлом XII, но при вступлении в столицу его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», - сказал он.

2. В.О.Ключевский называет эту правительницу следующим образом: «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I».

3. С самого начала своего правления императрица хотела показать пример гуманности и великодушия. Сразу после воцарения она дала обет "никого не казнить смертью" и в течение царствования не санкционировала ни одного смертного приговора, она подписала указ, который фактически отменял в России смертную казнь.

4. правительница, дочь Петра Великого

Дополнительно вопросы на эрудицию (из цикла «промахов»)

Вопросы должны быть не сложными, но и не слишком легкими, ребятам нужно время вспомнить или найти нужный ответ, а где-то просто догадаться

Примерные вопросы могут быть:

  1. Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев - болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).
  2. Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…». Отсюда «летопись»).
  3. Кто сказал «Своего князя мне уже не воскресить. Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми». (Ольга). Какой указ запустил эпоху дворцовых переворотов? 1722 - Указ о единонаследии
  4. Это день и год считается днем рождения Московского государственного университета. В этот день - день памяти святой мученицы Татианы - императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». МГУ, 1755 год, 25 янв.

Крылатые выражения - очень сложные вопросы (1 балл)

В этом цикле вопросов важна роль учителя. Опыт подсказывает, что дети мало знают историю происхождения того или иного выражения, и учитель мягко и «незаметно» подсказывает на тот или иной факт происхождения фразы (интонацией, подсказками и т.д.)

- Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами - киноварью, отсюда «красная строка»).

- Объясните выражение «закатав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закасав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

- Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»? (Тьма - часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество).

Стихи-загадки (я включил этот блок как развивающий, позволяющий детям понять связь литературного творчества и истории)

Учитель истории в этом блоке может «накидать» достаточно много литературных «цитат» в качестве подсказок или даже исторических источников. Но наша цель здесь не щеголять знаниями, а зародить интерес к истории через другие предметы, установить между ними и параллели, и связи в умных головах находчивых и любознательных детей

… По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
Автор: К.Симонов

(Это победа князя Александра Невского на Чудском озере. Битва вошла в историю как Ледовое побоище).

… Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К Царьградским воротам.
Автор: К.Рылеев

(О походе князя Олега на Царьград-Константинополь в 907 году).

Путаница

Командам предлагается выдержка из литературного произведения, в которой допущены исторические ошибки. Задача команд - обнаружить неточности, выписать и сдать жюри.

Количество найденных ошибок равно количеству заработанных баллов

В качестве примера я привел задания для 8 класса по истории России (выдается детям на руки для поиска)

Ночь перед Рождеством

Машины остановились перед дворцом. Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную неоном лестницу.

- Что за лестница! - шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой черт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!

Уже взобравшись на лифте, запорожцы прошли первую залу. Робко следовал за ними кузнец, опасаясь на каждом шагу поскользнуться на паркете. Прошли три залы, кузнец все еще не переставал удивляться. Вступивши в четвертую, он невольно подошел к висевшей на стене картине. Это была пречистая дева с младенцем на руках. «Что за картина! что за чудная живопись! - рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведен был блейвасом. Сколь, однако ж, ни удивительны сии малевания, но эта медная ручка, - продолжал он, подходя к двери и щупая замок, - еще большего достойна удивления. Эк какая чистая выделка! это всё, я думаю, немецкие кузнецы, за самые дорогие цены делали…»

……

Минуту спустя вошел в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились, и с низкими поклонами, казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его. Но гетьман не обратил даже и внимания, едва кивнул головою и подошел к запорожцам.

Запорожцы отвесили все поклон в ноги. Гетман убрал телефон в портупею.

……

- Это царь? - спросил кузнец одного из запорожцев.

- Куда тебе царь! это сам Потемкин, - отвечал тот.

В другой комнате послышались голоса, как из радио, и кузнец не знал, куда деть свои глаза от множества вошедших дам в атласных платьях с длинными хвостами и придворных в шитых золотом кафтанах и с пучками назади. Он только видел один блеск и больше ничего. Среди придворных кузнец распознал знаменитого Пушкина, а в стороне, казалось, разговаривал князь Болконский с Татьяной Лариной… Запорожцы вдруг все пали на землю и закричали в один голос:

- Помилуй, мамо! помилуй!

Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на ковре. (на полу)

- Встаньте, - прозвучал над ними повелительный и вместе приятный голос. Некоторые из придворных засуетились и толкали запорожцев.

- Не встанем, мамо! не встанем! умрем, а на встанем! - кричали запорожцы.

Потемкин кусал себе губы, наконец подошел сам и повелительно шепнул одному из запорожцев. Запорожцы поднялись.

Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной царствующей женщине.

Подытожим.

Задания здесь указаны примерные, из моего опыта преподавания. Но, при желании, вы можете убрать одни, добавить другие, подвести к какой-то конкретной теме все вопросы или же сделать игру исключительно по иллюстративному материалу (презентации или печатный материал). Хотелось бы добавить, что вопросы могут быть и музыкальными, и из устного народного творчества (былины, сказки и загадки) и многими другими. Поле для составления вопросов у нас достаточно большое, всего не перечесть.

Не забывайте, коллеги, цель игры - закрепление материала и познание нового. Поэтому, учитывайте особенности пройденной тематики и возраст игроков. Ну а конфликты (где их не бывает!) - думаю под силу решить любому учителю, если грамотно объяснить правила игры и следовать им, проигравшие и выигравшие будут всегда.

Ну и напоследок совет из опыта проведения мною данной игры: не бойтесь быть щедрыми на оценки, не скупитесь, но старайтесь двоек не ставить. Мы развиваем интерес к предмету через игру, пусть дети, которые и не тяготеют к истории, получат свое удовольствие от игры, и те, кто стремится к счастливой пятерке, пусть получат ее!

Ну и напоследок, пара слов о том, почему я не включил в игру 10-11 классы.

Мое мнение таково, что ребята уже выросли из возраста «угадайки» и «стрелялки», и игры у них уже должны быть больше предметно-ролевые, с самоподготовкой и самоопределением и распределением ролей («Суд над личностью», Стратегии правителей» или просто «Крестики-нолики»). Конкретно о применяемых мною играх в старших классах я постараюсь рассказать в других своих статьях.

Всего доброго, коллеги! Желаю успешных вам игр и новых юных знатоков истории!