Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Задачи:
- Обучающие: расширять представления детей о живой природе родного края; расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «дикие», «пернатые».
- Развивающие: развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику. Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.
- Воспитывающие: воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: Ноутбук, мультимедийной CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки - билеты с изображением цифр. Материалы для изготовления рыб, карточки с изображением животных и буквы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Животный мир». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Разучивание подвижной игры «Вот под деревом зелёным вороны». Знакомство с песней «Мы едем, едем, едем…».
Ход занятия
Воспитатель:
- Все мы в группе, как семья
Рады все и ты, и я.
Очень любим вместе быть.
С добрым утром говорить.
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - ребята, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте их поприветствуем?
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете, кто такая Фауна?
Дети: - Фауна - это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Номер (цифра) на карточке соответствует номеру вагона, каждый садится в свой вагон. Прежде чем занять место, назовите номер своей карты.
Дети быстро называют номера на карточке и занимают «места в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети подпевают.
Музыка затихает.
Воспитатель: - Ребята выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд (Картинка) Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Ребята, а как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить жителей леса?
Дети: нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд (Картинка) Белка на дереве.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под деревом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, белка обронила конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает конверт).
Воспитатель: Ребята, белочка для вас приготовила интересные задания. Она узнала, что вы в этом году идёте в школу и хочет проверить, знаете ли вы буквы? Пройдите к столам и присаживайтесь и послушайте внимательно задание.
Воспитатель: Ребята, что изображено на ваших карточках?
Дети: Животные.
Воспитатель: Правильно. А какие это животные, назовите мне этих. (Дети называют)
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Верно, а почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Правильно! А сейчас ребята посмотрите на карточки, под каждой картинкой у вас есть пустой квадрат и вам нужно в этот пустой квадрат вставить нужную букву, на которую начинается слово (изображённое животное).
Дети выполняют задание. Потом воспитатель проверяет задание вместе с детьми, по очереди спрашивая каждого ребёнка.
Слайд (Картинка)
Таблица с животными (проверка задания)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем в словесную игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!
У волка - лисята. Они живут в логове.
У медведя - зайчата, они живут в норе.
У белки - волчата, они живут в берлоге.
У ежика - бельчата, они живут в дупле.
У Зайца - медвежата, они живут в берлоге.
У лисы - волчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Вот под деревом зелёным».
Все вместе:
Вот под деревом зеленым (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают и тихонько засыпают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули!
Слайд (Картинка) Изображение летящих птиц в неба.
Воспитатель: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны?
Дети: Птиц.
Воспитатель: Точно, посмотрите на небо, птицы летят. Лиза скажи, а чем птицы отличаются от животных? Саша, а ещё чем? (Опрашивает ещё пару детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить вас, насколько хорошо вы знаете птиц? Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
1. Он по-рабочему одет - Удобно, просто, ловко, На нем красный берет и пестрая спецовка (Дятел)
2. Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря).
3. Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки не боится - собирает крошки, А потом на ветку- прыг и чирикает: «Чик-чирик» (Воробей).
4. Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прыгает она у дома, А зовут ее? (ворона).
5. А теперь послушайте другую загадку. - Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой (сорока)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Птиц вы знаете, а теперь проверим вашу память и поиграем в игру «Кто внимательный».
Слайд Таблица с картинками
Присаживайтесь на лавочку. Посмотрите внимательно на экран и запомните последовательность изображённых птиц, какая птица за какой стоит. Я сейчас раздам вам птиц, и вы по очереди будете подходить к доске и ставите картинки по местам. (Вернуть слайд с птицами в таблице для проверки).
Дятел Воробей сорока
сова ворона клест
голубь снегирь синица
Слайд Изображение реки.
Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные, всех птиц назвали! А сейчас ребята давайте подойдём к водоёму.
Дети вместе с воспитателем подходят к экрану.
Воспитатель: Ребята, а кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно! Сейчас я предлагаю вам создать свой маленький водоём и запустить в него рыбок. Аквариум у нас уже есть (показывает макет аквариума, а вот рыбок вам нужно сделать самим. Проходите к столу и присаживайтесь. У вас у каждого есть рыбка и вам нужно с помощью техники пластилинографии сделать наших рыбок и поселить их в аквариум!
Воспитатель: Молодцы, какие красивые рыбки у вас получились! Ребята, время нашего путешествия подходит к концу и нам с вами нужно отправляется обратно в группу, а наших рыбок мы поселим в аквариум в группе! Скажите всем. До свидания! Садитесь каждый в свой вагон и поедем в группу!
Звучит песня «мы едем, едем, едем!»