Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма с опорой на историю прошлого и общечеловеческие ценности.
Задачи:
- способствовать созданию условий для осознания понятий «кадетское единство», будущие защитники Отечества;
- расширение знаний воспитанников об истории кадетского движения;
- способствовать сплочению классного коллектива через изучение различных кадетских традиций.
- составить кластер «Кадетские традиции».
Эпиграф мероприятия:
Я вам завещаю одно:
Храните святые заветы,
На Русь принесите всё то,
Чем русские жили кадеты».
Генерал-лейтенант В.В.Римский-Корсаков,
директор корпуса-лицея Императора Николая I
- Кто помнит, что такое традиция? (Тради́ция - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений).
Воинские традиции - это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся длительное время в военной среде общественные и ратные ценности, правила и нормы поведения военнослужащих, а также обычаи и воинские ритуалы.
В старой российской армии традиции играли выдающуюся роль, многие имели официальную поддержку, без них в российской армии не было ни одной части, ни одного военно-учебного заведения. Проявлялись они по-разному и отражались обычно в «Историях полков» или иных документах, но чаще всего это был сложный, неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий сослуживцев в единую семью.
В содержательной части большинство традиций были серьезны и требовательны. Они учили преданности Отчизне, Вере, начальникам, прививали любовь к армии и своему полку, воспитывали у молодежи уважение к старшим, умение подчиняться прежде, чем получить право командовать. Они требовали неукоснительного соблюдения законов войскового товарищества, личного достоинства и чести, развивали сообразительность, мужество и отвагу, побуждали к жертвенности по отношению к своим товарищам, учили поступаться личными интересами. В своей внешней, обрядовой части традиции выражались по-разному и нередко носили озорной, шутливый характер, особенно в кадетских корпусах и военных училищах, что вполне соответствовало настроению молодежи.
- Какие официальные традиции, характерные для всех кадетских корпусов, можно выделить и назвать? (Рассуждают, отвечают, записывают на доске).
Основной общей традицией являлось подчинение младших кадет старшим. Этим отрабатывались главные принципы военной организации: умение отдавать приказы и выполнять их. Подчинение требованиям старшего кадета считалось законом чести, но и старший не мог отдать необоснованный приказ, в особенности, если он унижал достоинство младшего. За этим следили еще более старшие, а за всеми ними - выпуск. Любая несправедливость, не говоря уже об издевательстве и оскорблении, каралась самым жестоким образом.
В российских кадетских корпусах даже в самую мрачную пору или жизни физическое насилие вообще было сведено к минимуму, что нашло отражение в кадетской заповеди: «Младшим не драться, старшим не расправляться насилием». Послушание младших происходило не от страха перед силой, а из сознательного чувства восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать, стать такими же ловкими строевиками, лихими традиционерами, хранителями заветов старины. В иных критических ситуациях эта подчиненность оказывалась эффективнее строгих приказов воспитательного персонала, особенно когда дело касалось кадетской чести.
Если традиция послушания младших родилась с самого начала существования кадетских корпусов, то традиция, предписывающая старшим заботиться о «братьях меньших», возникла значительно позже. Но она постоянно укреплялась, демонстрируя силу кадетского братства, ибо подлинная сила проявляется не в грубости, а в доброте. Отзывчивость, оказание помощи попавшему в беду собрату, заботливое отношение к сиротам были повсеместным явлением и принимали подчас весьма трогательные формы. Было, например, распространено, что питомцы корпуса опекают малолетних кадет-сирот, берут их на каникулы в свои семьи, делают подарки к праздникам. Так сомкнулись в неразрывный круг две кадетские традиции: подчинение младших старшим кадетам и забота последних о своих младших товарищах. Извечный круг, в котором замыкаются со временем все, кто носит офицерские погоны.
Традиции обязывали следить за внешним обликом кадет, их чистотой и опрятностью. Кадеты носили красивую, элегантную форму и должны были отличаться от гимназистов, реалистов и прочих «шпаков» особой щеголеватостью. Тот, кто нарушал ее на улице, мог быть немедленно отправлен старшим кадетом обратно в корпус и попробуй он ослушаться этого досрочного прекращения отпуска. Так они сызмальства приучались ощущать себя представителями большого братства, гордиться принадлежностью к кадетской среде.
Кадетские традиции возникали в недрах кадетской среды. Но помимо них существовали официальные традиции кадетских корпусов. Это прежде всего их история, корпусные праздники, процедура проведения которых была у каждого корпуса своя (как и меню праздничного обеда), торжественные построения и марши по улицам города, храмовые праздники и дни поминовения, церемония прибивания знамени к древку, публичные концерты, спортивные выступления и пр. У каждого корпуса был свой цвет погона и его маркировка, свой девиз, выпускной жетон (нагрудный знак).
Традиции современных суворовских, нахимовских, кадетских корпусов:
- По традиции, 23 февраля отдают дань уважения всем военнослужащим - ветеранам армии и флота, тем, кто остается в ратном строю, и тем, кто только начинает свой путь в Вооруженных силах.
- День рождения училища и день прощания со знаменем училища.
- Суворовцы крепят свой первый погон на внутренней части формы.
- В Питерском СВУ после выпуска надевают суворовскую фуражку на скульптуру Суворова, которая расположена на памятнике Екатерине II.
- В Уссурийском суворовском училище после того, как кадет совершил первый прыжок с парашютом, на плацу в торжественной обстановке ему вручают тельняшку и значок десантника. А еще разрешают расстегнуть первую пуговицу.
- С 1948 г. ежегодно торжественные выпуски нахимовцев проходят на борту крейсера «Аврора».
- Какие традиции существуют в нашем училище? Курсе? Классе? Какие традиции вы бы хотели ввести и закрепить? (выступление кадета с докладом «Чести наставление».
Рефлексия
- Обратите внимание, какой кластер получился у нас сегодня.
- Что было новым сегодня? Что запомнилось, больше всего понравилось?