Методическая разработка урока "Показательная функция и её свойства"

Разделы: Математика

Ключевые слова: показательная функция


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: изучение графика показательной функции, определение её свойств и выяснение области применения показательной функции.

Задачи:

Учебные:

  • научить строить графики показательных функций с разными основаниями;
  • научить определять свойства показательной функции по её графику;
  • показать практическое применение показательной функции в жизни и других науках.

Развивающая:

  • совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к математике;
  • формирование точности и аккуратности при построении чертежей.

Используемые образовательные технологии: ИКТ технология.

Методы: частично-поисковый, элементы проблемно-эвристического.

В рамках урока формируется критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, представление о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры

Необходимые технические средства: интерактивная доска, электронная презентация.

Раздаточный материал: Тестовые задания для самостоятельной работы.

Структура урока

Математика - это язык,
на котором написана книга природы.
Г.Галилей

I. Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся.

Целеполагание.

Изучение графика показательной функции, определение её свойств и выяснение области применения показательной функции.

2. Актуализация знаний

Слово преподавателя.

А знаете ли вы, что с достаточной точностью можно вычислить количество болезнетворных бактерий при попадании их в благоприятную среду? Например, когда человек болеет. Или можно подсчитать количество особей, в какой либо популяции животных через определённый промежуток времени? Или узнать, сколько будет денег на вкладе у вас через 5 лет, если вы положите, например 100 тысяч рублей под срочные проценты в банк? А еще можно определить возраст дерева, или открыть новую планету.

Слайд 1

Для планирования развития городов, других населённых пунктов, строительства жилья, дорог, других объектов мест проживания людей, необходимы расчёты - прогнозы на 5, 10, 20 лет вперёд. Население города возрастает ежегодно на 3%. Через сколько лет население этого города увеличиться в 1,5 раза?

Слайд 2

Или другая задача: В начальный момент времени было 8 бактерий, через 2 ч после помещения бактерий в питательную среду их число возросло до 100. Через сколько времени с момента помещения в питательную среду следует ожидать колонию в 500 бактерий?

Оказывается эти и другие задачи можно решить с помощью показательной функции. Записываем в тетрадь тему занятия «Показательная функция и её свойства».

3. Объяснение нового материала

Слайд №3.

Определение: Функция вида y=ax, где a>0; a≠1, называется показательной функцией с основанием a.

Слово преподавателя. Как вы думаете, почему основание степени не может быть равным 1, или меньше 0?

(Предполагаемый ответ: т. к. 1 в любой степени равна 1, а при возведении отрицательного числа в дробную степень на множестве действительных чисел решений нет).

Запишем определение в тетрадь.

Сейчас мы с вами построим график функции на доске, а затем каждый из вас построит график в тетради.

Работа на интерактивной доске: на доске сделаны заготовки таблиц для построения графиков функций y=2xи y=(1/2)x. Обучающимся предлагается сначала заполнить первую таблицу и по таблице на интерактивной доске построить график функции в заранее приготовленной системе координат. Один обучающийся строит на доске, все проверяют правильность построения. Затем все строят в своих тетрадях. После этого все вместе заполняем вторую таблицу и другой обучающийся строит на доске вторую функцию.

Преподаватель обращает внимание на правильность и аккуратность построения.

Слово преподавателя. Давайте определим по графику основные свойства показательной функции. Я напомню, что мы должны найти область определения функции D(x), множество значений функции E(y), промежутки монотонности функции, её экстремумы, выяснить чётность и периодичность. Все результаты будем записывать на интерактивной доске и в тетрадях.

Работа на интерактивной доске: Основные свойства показательной функции:

  1. D(x)=(-∞;+∞);
  2. E(y)=(0;+∞);
  3. Функция монотонно возрастает, если a>1, и монотонно убывает, если 0<a<1.
  4. Графики всех показательных функций проходят через точку А(0;1).
  5. Почему все показательные функции проходят через эту точку? ( Предполагаемый ответ: т.к. любое число в нулевой степени равно 1)
  6. Функция не имеет экстремумов, не периодическая, не является ни чётной ни нечётной.

4. Закрепление нового материала

Слово преподавателя. Я вам предлагаю графики показательных функций, построенных на доске. По графикам вы должны определить свойства этих функций.

Преподаватель на интерактивной доске строит графики различных функций в редакторе Excel, придавая разные значения параметрам aи b.

Ответьте на вопросы:

  1. Найдите область определения и множество значений функции.
  2. Выяснит, функция убывает, или возрастает. Почему?
  3. Чему равно значение каждой функции, если значение аргумента равно 2? А -2?
  4. Чему равно значение аргумента, если значение функции равно 4,5? (x=-2.7)

(На доске выполняется нахождение ответов с помощью перпендикуляров, опущенных из нужных точек)

Слайд №5.

Слайд №6.

5. Выводы по проблемному заданию

Слово преподавателя. А сейчас вернёмся к задачам, прозвучавшим в начале занятия.

  1. Рост количества бактерий происходит по закону N=5t, где N - число колоний бактерий в момент времени t; t - время размножения. Это закон органического размножения: при благоприятных условиях (отсутствие врагов, большое количество пищи) живые организмы размножались бы по закону показательной функции.
  2. Например: одна комнатная муха может за лето произвести 8∙1014 особей потомства. Их вес составил бы несколько миллионов тонн, а если выстроить их в цепочку, то её длина будет больше, чем расстояние от Земли до Солнца.
  3. По такому же принципу распространились завезённые в Австралию кролики, которые стали экологической катастрофой для этого региона. Рост различных видов микроорганизмов и бактерий, дрожжей, ферментов, - все эти процессы подчиняются одному закону: N=N0ekt.
  4. Другой пример. При испуге в кровь выделяется адреналин, который потом разрушается, причём скорость разрушения примерно пропорциональна количеству этого вещества, остающемуся ещё в крови. При диагностике почечных болезней часто определяют способность почек выводить из организма радиоактивные изотопы. Причём их количество в крови падает по показательному закону.
  5. Примером обратного процесса может служить восстановление концентрации гемоглобина в крови у донора или у раненого, потерявшего много крови. В этом случае по показательному закону убывает разность между нормальным содержанием гемоглобина и имеющимся количеством этого вещества.
  6. Рост древесины происходит по закону: A=A0∙akt, где А - изменение количества древесины во времени; А0 - первоначальное количество древесины; t - время.

Существует большое количество практических задач, которые решаются с применением показательного закона. Вы сами можете найти такие задачи и посмотреть их решение.

Слайды 7-11

6. Самостоятельная работа

Обучающимся выдаются тестовые задания.

1 вариант:

По данному графику показательной функции y=3x-2 нужно:

Номер задания

Задание

Ответы

А

Б

В

1.

Найти область определения функции.

(-∞;+∞)

(-2;+∞)

(-∞;3)

2.

Найти множество значений функции.

(-∞;+∞)

(-∞;3)

(-2;+∞)

3.

Определить монотонность функции.

возрастает

убывает

не возрастает и не убывает

4.

Найти значение функции, если значение аргумента равно 2.

Y=1

Y=3

Y=7

5.

Найти значение аргумента, если значение функции равно 1.

X=0

X=1

X=5

2 вариант:

По данному графику показательной функции y=(1/4)x+2 нужно:

Номер задания

Задание

Ответы

А

Б

В

1.

Найти область определения функции.

(-∞;+∞)

(-2;+∞)

(2;+∞)

2.

Найти множество значений функции.

(-∞;+∞)

(-∞;3)

(2;+∞)

3.

Определить монотонность функции.

возрастает

убывает

не возрастает и не убывает

4.

Найти значение функции, если значение аргумента равно -1.

Y=1

Y=3

Y=6

5.

Найти значение аргумента, если значение функции равно 3.

X=0

X=1

X=5

Критерии оценок: количество правильно выполненных заданий - заработанная оценка преподаватель объявляет обучающимся.

После выполнения заданий обучающиеся меняются своими работами, на интерактивной доске появляются варианты с правильными ответами, выделенными цветом.

1 вариант (Слайд 12)

По данному графику показательной функции y=3x-2 нужно:

Номер задания

Задание

Ответы

А

Б

В

1.

Найти область определения функции.

(-∞;+∞)

(-2;+∞)

(-∞;3)

2.

Найти множество значений функции.

(-∞;+∞)

(-∞;3)

(-2;+∞)

3.

Определить монотонность функции.

возрастает

убывает

не возрастает и не убывает

4.

Найти значение функции, если значение аргумента равно 2.

Y=1

Y=3

Y=7

5.

Найти значение аргумента, если значение функции равно 1.

X=0

X=1

X=5

2 вариант (Слайд 13)

По данному графику показательной функции y=(1/4)x+2 нужно:

Номер задания

Задание

Ответы

А

Б

В

1.

Найти область определения функции.

(-∞;+∞)

(-2;+∞)

(3;+∞)

2.

Найти множество значений функции.

(-∞;+∞)

(-∞;3)

(2;+∞)

3.

Определить монотонность функции.

возрастает

убывает

не возрастает и не убывает

4.

Найти значение функции, если значение аргумента равно -1.

Y=1

Y=3

Y=6

5.

Найти значение аргумента, если значение функции равно 4.

X=0

X=1

X=5

Обучающиеся оценивают свою работу и полученные знания, поднимая карточки разного цвета и формы:

  • «красная карточка» - отлично (в форме звезды)
  • «зелёная карточка» - хорошо(в форме квадрата)
  • «жёлтая карточка - удовлетворительно (в форме треугольника)
  • «белая карточка» - неудовлетворительно (в форме круга)

7. Подведение итогов. Рефлексия

Возвращение к целям и задачам урока.

Предполагаемый вывод:

  • Показательная функция имеет вид y=ax, где a>0; a≠1;
  • Возрастает, если a>1, и убывает, если 0<a<1;
  • Используется при решении многих практических задач

Преподаватель отмечает наиболее активно работавших обучающихся

ХОД ЗАНЯТИЯ (технологическая карта занятия)

Этап урока

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент.
Целеполагание

Беседа с обучающимися

Формулирует цель и задачи урока

Слушают преподавателя

2 мин

2. Постановка проблемы

Проблемное обучение

Презентация
слайды 1, 2

Ставит проблему

Участвуют во фронтальной беседе

4 мин

3. Изучение нового материала

Частично-поисковый

Презентация слайд 3, 4 интерактивная доска

Работа с интерактивной доской

Заполняют таблицы, строят графики

10 мин

4. Закрепление нового материала

Частично-поисковый

Презентация

слайды 5,6

Задаёт вопросы обучающимся

Отвечают на вопросы преподавателя

4 мин

5. Выводы по проблемному заданию

Беседа с обучающимися

Слайды 7-11

помогает обучающимся ответить на поставленный в начале урока вопрос преподавателя

Делают выводы по поставленной проблеме;
обсуждают с преподавателем степень достижения цели и задач урока

3 мин

6. Самостоятельная работа

Индивидуальная самостоятельная работа

Тестовые задания

Организует индивидуальную самостоятельную работу

Выполняют тестовую самостоятельную работу

5 мин

7. Подведение итогов. Рефлексия

Самооценка

Интерактивная доска с правильными ответами
Слайды 12,13

Наблюдает за ходом проверки

оценивают свой уровень работы на занятии и уровень других обучающихся

2 мин