Мониторинг уровня соответствия квалификации педагогических кадров образовательной организации требованиям профессионального стандарта

Разделы: Администрирование школы


Инновационное развитие современного общества, постоянный поиск путей его обновления, оптимизации, эффективности вносят существенные коррективы в социальные, экономические и управленческие процессы. Они влияют и на систему образования, на современную парадигму образования, предъявляя качественно новые требования к эффективному использованию основного ресурса учреждений образования - педагогов. В современной школе педагог чаще выступает как преподаватель конкретного предмета, но все более значимыми становятся и его социокультурные функции. Слайд 2. Презентация

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования для любого педагога являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Слайд 3

С этой целью в КОГОБУ ШИ ОВЗ была разработа и предложена педагогам школы-интеранта анкета «Самооценка профессиональной компетентности педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиональным стандартом «педагога» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Слайд 4

Цель проведения данного исследования - выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Предметом проведенного исследования является профессиональная компетентность педагога (воспитателя и учителя) по трем направлениям - трудовая функция, воспитательная и развивающая деятельность. Слайд 5

Инструкция проведения: Анкета предполагает оценить себя по предложенным критериям. Для работы предствалены 43 утвеждения для воспитателей и 44 для учителей. По каждому утверждению педагог должен оценть себя от 0 до 5 баллов.

Вопросы анкеты отражают шесть направлений базовых компетентностей педагога: Слайд 6

1. Личностные качества.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.

3. Мотивация учебной и воспитательной деятельности.

4. Информационная компетентность.

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.

Давайте познакомимся с самой анкетой.

Все критерии анкеты разбиты на показатели - необходимые умения и необходимые знания; показатели, которые каждый педагог должен оценить самостоятельно.

Трудовая функция,критерий «необходимые умения» включает в себя общепедагогическую функцию или обучение. В данный раздел включены критерии по формам и методам обучения (в том числе выходящими за рамки учебных занятий), оценивание обучающихся на основе тестирования и других методов контроля, разработку и примение современных психолого-педагогических технологий, владение ИКТ-компетентностями, умение оргнизовывать различные виды внеурочной деятельности. Слайд 7

Трудовая функция, критерий «необходимые знания» - знание преподаваемого предмета в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, основные закономерности возрастного развития, основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях, основы методики преподавания, методику обучения по предмету, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов и д.р. Слайд 8

Воспитательная деятельность, критерий «необходимые умения». Что необходимо уметь педагогу? Это - строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях и т.п. Слайд 9

«Необходимые знания» в воспитательной деятельности - знания основ законодательства о правах ребёнка, законы в сфере образования и ФГОС, основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях , основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий и конечно нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций). Слайд 10

Критерий развивающая деятельность представляет собой «необходимые умения» по оказанию помощи любому ребёнку вне зависимости от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, использование в практике своей работы различные психологические подходы, осуществление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, программ развития с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся, оценивание образовательных результатови проведение мониторинга личностных характеристик и т.д. Слайд 11

«Необходимые знания» в данной деятельности представлены знаниями педагогических закономерностей организации образовательного процесса, законами развития личности и проявления личностных свойств, теорией и технологией учёта возрастных особенностей обучающихся, закономерности формирования детско-взрослых сообществ, семейных отношений, основ психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей и т.д. Слайд 12

Для расчета результата необходимо количество набранных баллов каждого педагога (учителя, воспитателя) разделить на максимальное количество баллов, их 210 б., и распределить результаты по критериям - уровням: Слайд 13

  • высший уровень - 85% -100%;
  • средний уровень - 84% - 70%
  • низкий уровень - 69% - 40%
  • критический уровень - ниже 40%

Получились следующие результаты: Слайд 14

  • высший уровень - 3 педагога
  • средний уровень - 26 педагогов
  • низкий уровень - 5 педагогов (это «молодые специалисты» и те педагоги, которые недавно трудоустроились в нашу ОО)
  • критический уровень - 0.

Кроме общих результатов в данной анкете можно провести анализ по каждому показателю в отдельности для того, чтобы проанализировать и понять, какие области компетентности западают, а какие находятся на достаточно высоком уровне. Слайд 15

Таким образом: анализируя данные показатели можно сделать выводы, что необходимо изучить, исследовать для повышения уровня квалификации через курсовую подготовку и переподготовку, пополнить свои знания и умения в профессии. Очень важно представить желаемый результат в различных контекстах (ситуациях) и временной перспективе (в настоящем, в будущем). Слайд 16

Анкета для учителя

Анкета для воспитателя