Организационная информация |
|
Предмет |
Внеклассное чтение |
Класс |
3 класс |
Продолжительность урока |
40 мин |
Используемая интернет- платформа |
Zoom (допускаются и другие платформы) |
Методическая информация |
|
Тема занятия |
Кусочек Родины с собой или Похождения жука-носорога (по произведению К.Г.Паустовского). |
Тип занятия |
Общеметодологической направленности |
Форма занятия |
Дистанционное |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, русский язык, литературное чтение |
Используемые технологии |
1.Технология «Перевёрнутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся (учащиеся получают маршрутный лист с домашним заданием, готовятся к уроку, выполняя задания).
|
Используемые методы и приёмы |
«Ассоциативные кластеры», «Восстанови ход событий», «Задания на станциях» (дифференцированные задания для разноуровневых групп обучающихся), «Включаем мыслительный экран», «Подбери пословицу к тексту», «Антиципация» (предположения), «Выборочное чтение», «Вопрос-ответ», «Пять кадров» (рефлексия). |
Предварительная работа |
Выполнение домашнего задания по маршрутному листу для учащихся (организация дистанционного обучения «Перевёрнутый класс»): самостоятельное чтение произведения К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога», коллективное составление кластера «Вся правда о жуках-носорогах». |
Цели |
Деятельностная: формирование читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
|
Задачи |
1. Учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды.
|
Планируемые результаты |
Личностные:
|
Материалы |
Презентация для педагога (приложение 1), кластер «Вся правда о жуках-носорогах (приложение 2), презентация «Путешествие по станциям» для совместной работы учащихся (приложение 3), маршрутный лист ученика для выполнения домашнего задания перед занятием (приложение 4). |
Ход занятия
1. Организационный момент
(Проверка связи):
- Всем меня видно и слышно? Если со связью всё в порядке, поставьте в общем чате ладошку. Таким образом, мы поприветствуем друг друга.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Нам будет интересно.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 1. (Приложение 1)
- Я приглашаю вас за парты в виртуальный класс. Выберите своё место за партой, поставьте на нём свои инициалы при помощи инструмента «комментировать».
(Необходимо обеспечить деление учащихся на 6 групп для выполнения совместных заданий).
2. Актуализация знаний
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 2. (Приложение 1). Работа с пословицами:
- Прочитайте на слайде пословицы.
- Что связывает эти пословицы? (Они о защите Родины)
- Подберите синонимы к слову «Родина».
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 3. (Приложение 1)
- «Отечество», «Родина», «Родина-мать». Мы часто слышим эти слова, и каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к ним. Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.
3. Целеполагание
- Какое событие произошло в Советском Союзе в 1941 году?
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 4. (Приложение 1)
- Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны - страницу, которая называется Великая Отечественная война.
- Как вы считаете, что будем делать на занятии? (высказывания учащихся)
- Мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших 76 лет назад это страшное слово - война.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5. (Приложение 1). Постановка проблемного вопроса:
- Можно ли войну описать в сказке? Запишите свои предположения, используя начальные фразы на кластере или своими словами. Ваше предложение должно быть развёрнутым.
(учащиеся делают записи на кластере с началом ответа: «Возможно…», «Не возможно…», «Вероятно да…», «Вероятно нет…»)
- Мы на этот вопрос ответим в конце занятия.
- А какую сказку вы прочитали к нашей сегодняшней встрече?
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 6. (Приложение 1)
- Предлагаю вспомнить, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, бытовые, про животных)
- К какому виду можно отнести сказку «Похождения жука-носорога»? (про животных)
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 7. (Приложение 1)
- Когда вам предложили прочитать сказку, и вы увидели название «Похождения жука-носорога», о чем, вы подумали, пойдет речь?
(педагог записывает предположения на слайде в первый столбик или просит сделать это учащихся).
- На сегодняшний день, когда вы прочитали сказку, скажите, о чем эта сказка.
(педагог записывает ответы на слайде во второй столбик или просит сделать это учащихся).
Сделаем вывод: не всегда можно понять тему только по названию. Чтобы узнать смысл произведения, его нужно прочитать.
ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».
4. Изучение нового материала
- Итак, сегодня мы будем говорить о сказке Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога». Я предлагаю еще раз вспомним эту сказку и ответить на вопросы. Желающие ответить, используют инструмент «Поднять руку».
(приём «Вопрос - ответ»):
1. Чем вас заинтересовал главный герой? Кто это? (Именно, жук-носорог является героем произведения).
- Разве он может жить четыре года? (Столько он «воевал» с Петром). Разве он может размышлять, представлять, лететь на хозяйский голос? Это вымышленный сказочный персонаж или такое насекомое действительно существует в природе? Докажите.
- Предлагаю желающим презентовать свою домашнюю работу.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА - Кластер «Вся правда о жуках-носорогах (выступление учащихся). Приложение 2.
ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».
- Продолжаем отвечать на вопросы.
2. Кто главные действующие лица в сказке? (Петр Терентьев, Акулина, Степан)
3. Какой подарок сделал Степан отцу на прощание? (подарил жука-носорога)
4. Где стал жить жук? (в коробке от спичек)
5. Что делал жук в коробке? Как он вёл себя в ней? (стучал, грыз травинки, жужжал)
6. Куда спрятал отец Стёпин подарок? (в сумку от противогаза)
7. О чем просил Стёпа отца на прощанье? (только ты его не теряй, сбереги)
8. Что произошло однажды ночью, когда Пётр заснул? (жук выполз из коробки и залез на куст бузины)
9. Что за «жуки» проносились со свистом мимо главного героя сказки? (снаряды, пули)
10. Почему жук вернулся к Петру на рукав шинели? (услышал голос Петра)
11. Как на это отреагировал боец? Что сказал? (Ну и шельма! На хозяйский голос идёт, как собака. Насекомое, а котелок у него варит.)
- Объясните значение выражений: «ну и шельма!», «котелок у него варит» (высказывания учащихся).
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА СЛАЙД 8. (Приложение 1). Словарная работа.
ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».
- Продолжаем отвечать на вопросы.
12. Как жук спас Петра? (налетел на врага и ударил в глаз)
13.У кого жил жук, когда Пётр лежал в лазарете? (у польского мальчика)
14. Где догнали свою часть Пётр с жуком? (в Германии)
15. Как назвал Петр жука в конце сказки? (мой товарищ)
16. Чем закончилось похождение жука? (вернулся домой, узнал родные места и улетел)
- Вы хорошо справились с заданием, правильно ответили на все вопросы.
5. Применение знаний
(Составление маршрута путешествия по сказке).
- А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по данной сказке. Известно, что для каждого путешествия должен быть составлен маршрут.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 9. (Приложение 1). Игра «Восстанови ход событий».
- Вы видите опорные слова.
- Впишите в таблицу слова и фразы так, чтобы их очерёдность соответствовала последовательности событий в тексте сказки. Для этого первая парта переписывает в таблицу первую фразу, вторая находит и переписывает вторую и т.д. (Для общения внутри группы, принятия общего решения, учащиеся могут использовать звонок по телефону или инструмент «Чат»)
- Посмотрите внимательно на составленную вами таблицу. Какой важный инструмент для работы с текстом она напоминает? Что это? (план к сказке)
- Получился план:
1. Подарок для отца.
2. Жук и бойцы.
3. Бой глазами жука.
4.Отважный спаситель.
5. Победа.
6. Возвращение домой.
6. Самостоятельная работа в группах
Выполнение заданий в презентации «Путешествие по станциям». (Приложение 3).
- Вы хорошо справились с заданием и восстановили ход событий. Получившаяся таблица также является маршрутом, а каждый её пункт - станциями нашего путешествия по сказке «Похождения жука-носорога».
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 10. (Приложение 1). - Каждая группа выполнит задания на своей станции в презентации (педагог может заранее распределить задания для учащихся, учитывая их индивидуальные возможности). А затем мы поделимся своими открытиями друг с другом.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 11. (Приложение 1).
- Инструкцию смотрите на слайде, а ссылку на презентацию я отправляю в общий чат. (Ссылка на презентацию «Путешествие по станциям») (Приложение 3).
- На время работы отключаем свой звук. Возвращаемся в свой виртуальный класс через 7 мин.
(Задания для групп на слайдах)
- Возвращаемся в наш виртуальный класс.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА (презентация групповой работы). (Приложение 3).
Защита выполненных заданий, выступление учащихся.
ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».
- Вы хорошо потрудились и все справились с заданиями. Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
(проводится физминутка, слова говорит педагог)
- Отключаем свой звук. Слушаем меня, выполняем движения, согласно словам.
Веселая зарядка:
Мы потопаем ногами - топ - топ - топ. (Дети топают)
И похлопаем руками - хлоп - хлоп - хлоп. (хлопают)
Глазки сильно мы сжимаем - раз, два, три. (зажмуриваются)
И немножко поморгаем - раз, два, три. (моргают)
7. Обобщение. Систематизация знаний
- «Включим мысленный экран» и послушаем последнюю часть сказки «Похождения жука-носорога».
- Можно опустить голову на сложенные на столе руки и закрыть глаза. Слушая текс, обратите внимание на свои ощущения, возникающие чувства, возникающие образы.
(Читает педагог последнюю часть сказки «Возвращение домой»)
- Какие эмоции или настроение вызывает у вас конец этой удивительной сказки? (высказывания учащихся)
- Как вы считаете, в чём смысл этой сказки? (высказывания учащихся)
- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную мысль. Смысл сказки отнюдь не в увлекательных приключениях жука. Эта трогательная история учит любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга, учит любить и беречь семью, Родину. Те вещи, которые нам кажутся в обычной жизни чем-то малостоящим, в тяжелые времена могут стать огромной ценностью, чем-то очень дорогим.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5. (Приложение 1).
- А теперь вернёмся к кластеру с проблемным вопросом к занятию. Узнаем, верны ли были наши предположения: Можно ли войну описать в сказке? (высказывания учащихся)
ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».
-В каждой семье есть свидетели этой ужасной и тяжелой войны. Некоторые свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Мы должны любить, беречь ветеранов войны, с благодарностью слушать их рассказы, записывать их, чтобы помнить вечно….
8. Рефлексия
(Игра «Пять кадров»)
Наше занятие подошло к концу.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 12. (Приложение 1).
Запишите в кадры по пять слов, чему научило вас это произведение. Подпишите свой кадр.
Спасибо за занятие! Сегодня я бы хотела пожелать вам и всем людям мирного неба над головой.