Сценарий классного часа «Герой нашего времени» (на примере местного материала)

Разделы: Классное руководство, Краеведение


Истинное мужество немногоречиво.
А.А.Бестужев-Марлинский

Цели урока:

  • Расширить представление учащихся о героях их поколения, совершавших подвиги в 18-20 вв.
  • Формировать положительную оценку подвига, позитивное отношение к будущему и настоящему нашего города.
  • Побуждать детей к участию в патриотических мероприятиях и акциях, к совершению поступков, направленных на помощь другим.

Задачи:

  • Дать представление о понятиях "герой", "подвиг", "мужество";
  • Раскрыть образ героя на примерах жизни людей, имеющих отношение к нашему городу.

Вступительное слово

Мне бы хотелось поговорить с вами о том, что такое геройство. Зависит ли оно от возраста, эпохи и национальности? А может оно зависит от удачи и случая? Или это результат последовательных действий?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к разным эпохам, каждая из которых будет иметь непосредственное отношение к нашему городу. Совсем недавно уполномоченная по правам человека при президенте России Элла Памфилова по итогам 2015 года наградила медалью 10-летнюю третьеклассницу из Миасса Соню Журавлёву за работу по восстановлению заброшенного памятника героям Великой Отечественной войны.

Можем ли мы назвать Соню героем? Почему вы так думаете?

Я согласен, что может быть Соня не является героем в привычном нам понимании, но ведь не зря ее наградили медалью. Так скажите, за что ее наградили? (ответы деток)

Медаль называется «Спешите делать добро».

Каждый из вас прав. Соню действительно можно назвать героем. Но только ли те поступки, которые совершила Соня, можем назвать героическими? А были ли герои сто или даже двести лет назад? На эти вопросы мы с вами попытаемся ответить. И это не случайно, ребята. Часто большой подвиг начинается с маленьких добрых дел. Чтобы наш разговор не был голословным, я думаю, что надо обратиться к словарям. У вас на столах лежат распечатки с выдержками из них. Давайте сейчас внимательно посмотрим на 1 статью, взятую из известного словаря Владимира Ивановича Даля. Ребята, в каком веке он жил? Что понимали под этим словом во времена, когда Даль создавал свой словарь?

ГЕРОЙ м. героиня ж. витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; || доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям: || о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги; || прикидываться героем, принимать вид храбреца. Геройствование ср. действие это. Героикомический, о сочинении, поэме: содержащий в себе смесь героического и комического, доблестного и шуточного, высокого и смешного.

Итак, что такое геройство? Как вы поняли это понятие?

Я предлагаю вам познакомиться с личностями, которые совершали знаменательные поступки и тем самым вошли в историю.

Примером может служить семья известного жителя нашего с вами города. Я имею в виду горных инженеров Романовских. Образованные люди - значительную часть своих капиталов они жертвовали на благотворительность. В истории Миасса остались дела не только мужской половины фамилии Романовских, но и её женской части. Усилиями этой семьи была построена первая сельская больница.

Исторические документы сообщают, что «Местными благотворительницами дворянками Надеждой и Лидией Романовскими было пожертвовано 18 тысяч рублей на содержание женского отделения (6 коек). В память об их брате отделение назвали именем Александра Даниловича Романовского, и портрет его, также как и портрет В.И.Кузнецова, украсил стены больницы. При больнице был построен отдельный флигель для заразных больных и квартира для врача», - говорят историки.

Но, пожалуй, главное дело миасских меценатов - организация женской гимназии. Благодеяние, о котором помнит не только летопись города, но и жители города. Романовские построили гимназию, устроили обучение. Через многие годы в знаковом для Миасса здании расположилась старогородская школа №1.

Итак, первая группа уже может начать работать с заданием № 1. Обратите внимания на рабочие листы. Я прошу вас отметить те качества, которые, на ваш взгляд, присущи представителям этой семьи.

(А как вы считаете) Можно ли назвать поступки этих людей героическими? Что в них геройского? (самоотвержение)

С 19 веком разобрались. Идем дальше. 20 век. Давно ли это было? Давно ли наша страна и наш город переживали великие потрясения? Рассказав вам о подвиге Сони в начале урока, я не стал подробно останавливаться на героизме и мужестве тех, кто защищал ваших прабабушек и прадедушек, воюя с немцами. Их подвиг беспрекословен и необсуждаем.

А были ли в 20-м веке люди, которые не участвовали в ВОВ, но при этом совершали поступки, достойные нашего внимания и внимания историков? (ответы детей)

Мне кажется, что да. Но перед тем как мы познакомимся еще с одним историческим персонажем, давайте посмотрим на то, как трактовали слово "герой" в веке XX. Перед вами лежат выдержки из словаря Ожегова. Возьмите их. Прочтите.

ГЕРОЙ, -я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа. 3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени. 4. кого-чего. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. * Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм. Герой Социалистического Труда - почетное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры. Город-герой - почетное звание города, население к-рого проявило героизм во время Великой Отечественной воины. Крепость-герой - почетное звание, присвоенное Брестской крепости. || ж. героиня, -и. - Мать-героиня - почетное звание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей. || прил. геройский, -ая, -ое (к 1 знач.).

А когда был выпущен этот словарь? (1949) Повлияли ли события ВОВ на толкование слов? Хорошо, молодцы, верно. Но давайте все-таки вернемся к тем людям, память о которых живет во времени.

Посмотрите на слайд. Вы видите фотографию дома, в котором жил Федя Горелов. Знакомо ли вам это имя? Чем он прославился?

Федя Горелов родился в Миассе 1 мая 1901 года в семье рабочего. В детстве учился в ремесленном училище, ещё подростком начал работать: сначала на мельнице Дунаева, а затем на напилочном заводе. Великую Октябрьскую революцию Федя Горелов принял сразу, вместе со старшими товарищами. 27 мая 1918 года Федя Горелов в составе отряда Красной Гвардии отбыл в Златоуст на подавление вооружённого мятежа чехословацкой части. В это время такой же вооружённый мятеж произошёл в Миассе. Отряд двинулся в Миасс и 1 июня (по другим данным - 31 мая) попал в засаду у горы Моховой. Небольшая часть осталась прикрывать отход отряда, отстреливалась до последнего патрона и погибла. Уцелевшего Федю Горелова мятежники схватили и повели в город. Дорогой они требовали, чтобы Федя кричал: «Долой Советскую власть» - а Федя, конечно же, понимая, чем это ему грозит, кричал: «Да здравствует Советская власть!». И тогда враги повесили мужественного юношу. На месте его гибели в Советское время был установлен обелиск. Улица, на которой жил Федя Горелов, носит его имя.

Является ли Федя героем? Почему вы так считаете? А смогли бы вы отстаивать свою точку зрения даже при угрозе смерти?

Далее ребята выполняют ту же работу, что и 1 группа. + слоган

21 век - это век, начавшийся относительно недавно. В малоизвестном словаре А.П.Ульянова встречается следующее определение:

Герой - человек, который совершил экстраординарный поступок, направленный на благо общественности.

Во время пожара в здании находилась семья из пяти человек: муж с женой, взрослая дочь с ребенком и гражданским мужем. Все спали. Один мужчина почувствовал запах дыма. О чем сообщил своей сожительнице и ее матери. В суматохе они втроем выбрались из дома через окно.
В этот момент с работы возвращавшийся сосед, Шихшеит Джамалутдинов. Из криков матери мальчика он понял, что в доме находится ребенок. Стоит заметить, что на тот момент пожарные еще не прибыли. Оценив обстановку, мужчина бросился спасать ребенка. Он знал расположение комнат в доме. Проникнув через окно спальни, на ощупь нащупал в комнате ребенка, вытащил его на улицу, уложил мальчика на землю и произвел искусственную вентиляцию легких, после этого на автомобиле знакомого доставил ребенка в больницу. Мальчик был спасен, а вот владелец дома в результате пожара погиб. За самоотверженные и решительные действия Шихшеит Джамалутдинов будет представлен к награде - медали МЧС России «За отвагу на пожаре».

Завершение

Ребята сдают листы с характеристиками. Всё вывешивается на доску. Первый акцент делается на возраст героев. Он разный. Затем разбираемся разные ли характеристики у героев? Меняются ли они?