Смысловое чтение на уроках истории и обществознания в 6-м классе

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: смысловое чтение


Введение

В настоящее, пожалуй, нет учителя, который во время урока не сталкивался с проявлением низкого уровня чтения своих учеников. Учительское сообщество особенно остро понимает эту проблему. Ведь недостаточный уровень читательской грамотности ведет к серьезным социальным проблемам. Поэтому, развитие навыков смыслового чтения остается актуальной формой обучения предмету в наших школах. Отличие смыслового чтения от любого другого чтения в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, укрепление в их социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание условий для творческого общения».[5]

Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта.

Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области, изучить типичные ошибки обучающихся.

Навыки смыслового чтения как важный результат обучения

1.Место смыслового чтения в ФГОС

Знакомясь с содержанием ФГОС, учитель обращает внимание на те задачи, которые призван решить Стандарт. Как видно из Стандарта, учебник продолжает оставаться главным инструментом при обучении. Вот как показаны в Стандарте умения и навыки учащихся при работе с текстами в учебнике:

  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
  • сравнивать изучаемые явления;
  • делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
  • составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
  • делать анализ содержания рисунков в учебнике;
  • составлять словарь по теме;
  • самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
  • составлять план по тексту учебника;
  • уметь составлять задачи, используя текст учебника;
  • выполнять опыты, описанные в учебнике;
  • писать конспекты, сочинения…

Таким образом, ФГОС включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». [4, с. 8].

1. Приемы формирования навыков смыслового чтения.

Обращаясь к одной из задач Стандарта «обеспечение преемственности в программах», хочу отметить, что в 5 классе учащиеся любят читать текст параграфа вслух. Но, скорее, соревнуясь, кто быстрее и выразительнее это умеет делать. Однако, услышав от учителя вопросы, связанные с содержанием текста, не могут дать верный, осмысленный ответ. Невольно приходишь к выводу: читать любят, но не понимают. Учителя, работающие в средней школе, оказываются перед проблемой: учащихся придется учить тому, что они должны уметь уже в начальной школе - читать, понимать и уметь работать с текстом.

Ряд исследователей данной темы, выявляют различные подходы для формирования навыка смыслового чтения. Они показывают группы умений, которые должны демонстрировать учащиеся при работе с текстом. Например такие: находить и извлекать одну или несколько единиц информации; интегрировать и интерпретировать информацию; понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль / идею); понимать значение неизвестного слова; устанавливать связи между событиями; формулировать выводы; соотносить изображение и текст; понимать чувства, мотивы, характеры героев; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия; высказывать и обосновывать собственную точку зрения; использовать информацию из текста.[1]

Поэтому я, как и многие мои коллеги, уделяем внимание важнейшим приемам обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебным текстом на уроках и дома [3].

Таблица 1

Прием

Степень сложности для учащихся

Составление плана прочитанного

является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала.

Выполнение заданий на сравнение
изучаемых явлений

Ценный вид самостоятельной работы, развивающей не только память, но и логическое мышление учащихся.
Эта общедидактическая задача решается каждым учителем по-разному, в зависимости от содержания учебного предмета. Обучение приемам сравнения проводим на конкретном материале.
Существует вопрос: что легче дается учащимся - установление различий сравниваемых явлений или установление их сходства? Разумеется, сравнивая для изучаемых явления, мы стремимся прежде всего найти в них то особенное, что отличает один объект от другого.

Составление схем, таблиц, диаграмм

Задание найти и выписать из учебника признаки явления, события вызывает трудности. Учащиеся ищут не признаки, а выписывают полное описание предмета характеристики

Использование таблиц, помещенных в учебнике

Имеет большое значение в практической работе. Выполнение такого аналитического задания почти не вызывает трудностей. Исключение составляет завершение работы с данными таблицы: выводы на основе раннее полученных знаний…

Работа над сочинениями

Требуется высокая степень самостоятельности.
Уметь вести устное и письменное повествование, давать описание явлений, законов, рассуждать, делать выводы из разбора фактов, приводя доказательства и т.д. - все это требуется на экзаменах. Наиболее рациональной можно считать организацию сочинений на свободно выбранную тему или выбранную из трех представленных учителем (Э).

Ведение словаря

Новый материал всегда сопровождается новыми словами, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ребята правильно их использовали.

Работа с рисунками

Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику правильно пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассматривали бы его и анализировали. Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Учитель своими вопросами направляет внимание учащихся на главное в рисунке, показывает, что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника - единое целое.

Работа с текстом учебника

Помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков
работы с научным языком. Учитель ставит перед учащимися конкретные задания, стимулирует их к серьезной работе над текстом. Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке.

1. Практическое применение приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках обществознания и истории.

Рассмотрим примеры заданий, на которых возможно применение распространенных приемов.

Обществознание.

Пример 1. (Обществознание. 6 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2017).

Прием: Работа с рисунком и текстом: «Напишите МИНИ-СОЧИНЕНИЕ на основе знаний по теме и комментария к картине (ФГОС): Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник? (учебник - с. 90-91).

Конечно, основой ответа является текст-комментарий к библейскому сюжету, но использование терминов раннее изученной темы сделают ответ полным. Поэтому вопрос к картине является отправной точкой. Смотрим на картину и называем чувства персонажей: стыд, раскаяние, любовь, милосердие, прощение, сожаление. Эти слова помогут написать мини-сочинение.

Пример 2. Работа с историческим текстом «Путешествие в прошлое» к теме «Конфликты в межличностных отношениях». Прочитать текст, внимательно рассмотреть изображение и выполнить задания.

  1. Какие моральные качества упомянуты в тексте?
  2. Как вы думаете, почему царевич Алексей не решился сам вернуться из-за границы в Россию?
  3. Какими средствами художник передал отношения между отцом и сыном?
  4. Как вы думаете, царевич на картине раскаивается в своем поведении? Что вам подсказало ответ? Объясните свой ответ.

Исторический период (XVIII век) учащимся 6 класса не известен. Поэтому, опираться они могут только на текст. Вопросы к заданиям поставлены предельно четко, ориентируют учащихся на применение знаний по изученной теме «Категории морали» и умении внимательно читать текст. Основой ответа будет являться текст параграфа, использование терминов раннее изученной темы сделают ответ полным. Смотрим на изображение и называем моральные качества персонажей, описываем образы, используемые художником, выдвигаем собственные мнения на 2 и 4 вопросы с аргументацией.

История России (6 класс)

Формирование умений.

Прием 1. «Сравнение» (ФГОС): На основе знаний по теме сравните рисунки. Какие сходства и различия вы видите.

Ответы: На одном рисунке: битва, а на другом - победа в битве.

Ошибка: сравнение названий миниатюр, а не содержания.

Причина: невнимательное прочтение задания. В этом случае важна коррекция ошибок. Необходимо перечитать отрывок текста. После повторного прочтения текста учащиеся дают верный ответ: «на левом рисунке оба войска выстроились лицом к лицу -готовы к битве, уже есть жертвы, но противники держат строй. На правом рисунке ряды противников смяты, они повернулись спиной к русским дружинам - значит, бегут».

Прием 2. Анализ информации различных источников (ФГОС): загадки исторической карты.

Однако может возникнуть вопрос от учащихся: использовать можно только карту? Нет, возможно использовать весь материал параграфа. Обращаемся к тексту. Учащиеся, изучив текст, сами делают вывод о том, что более полную информацию может дать текст параграфа и дополнительный источник в конце параграфа. Так, с помощью карты находят решение и делают следующие выводы:

а) с помощью карты:

  1. в битве участвуют русские и монголы (русский стан - лагерь и шатер Мамая - монгольского военачальника)
  2. русские войска имеют в тылу реки - значит трудно будет их обойти
  3. у русских разные полки, значит имеют возможность действовать разными приемами
  4. у русских есть засадный полк в лесу, и монголы о нем не знают
  5. красные стрелки (действия русских) более широкие, значит удары более мощные

Вывод: победят русские дружины.

Прием 2. Поиск верного решения с помощью исторического источника

Б) летопись:

Вывод: победили русские дружины.

Поиск верного решения с помощью текста учебника.

В) текст:

Вывод: победили русские дружины.

Таким образом, учащиеся сами приходят к выводу о необходимости внимательно работать со всем материалом параграфа (особенно с текстом), чтобы находить верные решения проблемы и не допускать исторических ошибок.

Заключение

Таким образом, «смысловое чтение» означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся - это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.

Литература

  1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34-57.
  2. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А.К.Григорьева, И.И.Московкина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176.
  3. Пяткова О.Б. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  5. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreativ-didaktika.ru/
Хафизова Н.Ю., Родионова Н.И. К вопросу о реализации проекта «школа-технопарк» // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: в 4 ч.: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2017. - С. 216.