Введение
В настоящее, пожалуй, нет учителя, который во время урока не сталкивался с проявлением низкого уровня чтения своих учеников. Учительское сообщество особенно остро понимает эту проблему. Ведь недостаточный уровень читательской грамотности ведет к серьезным социальным проблемам. Поэтому, развитие навыков смыслового чтения остается актуальной формой обучения предмету в наших школах. Отличие смыслового чтения от любого другого чтения в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, укрепление в их социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание условий для творческого общения».[5]
Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта.
Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области, изучить типичные ошибки обучающихся.
Навыки смыслового чтения как важный результат обучения
1.Место смыслового чтения в ФГОС
Знакомясь с содержанием ФГОС, учитель обращает внимание на те задачи, которые призван решить Стандарт. Как видно из Стандарта, учебник продолжает оставаться главным инструментом при обучении. Вот как показаны в Стандарте умения и навыки учащихся при работе с текстами в учебнике:
- уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
- сравнивать изучаемые явления;
- делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
- составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
- делать анализ содержания рисунков в учебнике;
- составлять словарь по теме;
- самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
- составлять план по тексту учебника;
- уметь составлять задачи, используя текст учебника;
- выполнять опыты, описанные в учебнике;
- писать конспекты, сочинения…
Таким образом, ФГОС включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». [4, с. 8].
1. Приемы формирования навыков смыслового чтения.
Обращаясь к одной из задач Стандарта «обеспечение преемственности в программах», хочу отметить, что в 5 классе учащиеся любят читать текст параграфа вслух. Но, скорее, соревнуясь, кто быстрее и выразительнее это умеет делать. Однако, услышав от учителя вопросы, связанные с содержанием текста, не могут дать верный, осмысленный ответ. Невольно приходишь к выводу: читать любят, но не понимают. Учителя, работающие в средней школе, оказываются перед проблемой: учащихся придется учить тому, что они должны уметь уже в начальной школе - читать, понимать и уметь работать с текстом.
Ряд исследователей данной темы, выявляют различные подходы для формирования навыка смыслового чтения. Они показывают группы умений, которые должны демонстрировать учащиеся при работе с текстом. Например такие: находить и извлекать одну или несколько единиц информации; интегрировать и интерпретировать информацию; понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль / идею); понимать значение неизвестного слова; устанавливать связи между событиями; формулировать выводы; соотносить изображение и текст; понимать чувства, мотивы, характеры героев; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия; высказывать и обосновывать собственную точку зрения; использовать информацию из текста.[1]
Поэтому я, как и многие мои коллеги, уделяем внимание важнейшим приемам обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебным текстом на уроках и дома [3].
Таблица 1
Прием |
Степень сложности для учащихся |
Составление плана прочитанного |
является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала. |
Выполнение заданий на сравнение
|
Ценный вид самостоятельной работы, развивающей не только память, но и логическое мышление учащихся.
|
Составление схем, таблиц, диаграмм |
Задание найти и выписать из учебника признаки явления, события вызывает трудности. Учащиеся ищут не признаки, а выписывают полное описание предмета характеристики |
Использование таблиц, помещенных в учебнике |
Имеет большое значение в практической работе. Выполнение такого аналитического задания почти не вызывает трудностей. Исключение составляет завершение работы с данными таблицы: выводы на основе раннее полученных знаний… |
Работа над сочинениями |
Требуется высокая степень самостоятельности.
|
Ведение словаря |
Новый материал всегда сопровождается новыми словами, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ребята правильно их использовали. |
Работа с рисунками |
Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику правильно пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассматривали бы его и анализировали. Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Учитель своими вопросами направляет внимание учащихся на главное в рисунке, показывает, что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника - единое целое. |
Работа с текстом учебника |
Помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков
|
1. Практическое применение приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках обществознания и истории.
Рассмотрим примеры заданий, на которых возможно применение распространенных приемов.
Обществознание.
Пример 1. (Обществознание. 6 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2017).
Прием: Работа с рисунком и текстом: «Напишите МИНИ-СОЧИНЕНИЕ на основе знаний по теме и комментария к картине (ФГОС): Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник? (учебник - с. 90-91).
Конечно, основой ответа является текст-комментарий к библейскому сюжету, но использование терминов раннее изученной темы сделают ответ полным. Поэтому вопрос к картине является отправной точкой. Смотрим на картину и называем чувства персонажей: стыд, раскаяние, любовь, милосердие, прощение, сожаление. Эти слова помогут написать мини-сочинение.
Пример 2. Работа с историческим текстом «Путешествие в прошлое» к теме «Конфликты в межличностных отношениях». Прочитать текст, внимательно рассмотреть изображение и выполнить задания.
- Какие моральные качества упомянуты в тексте?
- Как вы думаете, почему царевич Алексей не решился сам вернуться из-за границы в Россию?
- Какими средствами художник передал отношения между отцом и сыном?
- Как вы думаете, царевич на картине раскаивается в своем поведении? Что вам подсказало ответ? Объясните свой ответ.
Исторический период (XVIII век) учащимся 6 класса не известен. Поэтому, опираться они могут только на текст. Вопросы к заданиям поставлены предельно четко, ориентируют учащихся на применение знаний по изученной теме «Категории морали» и умении внимательно читать текст. Основой ответа будет являться текст параграфа, использование терминов раннее изученной темы сделают ответ полным. Смотрим на изображение и называем моральные качества персонажей, описываем образы, используемые художником, выдвигаем собственные мнения на 2 и 4 вопросы с аргументацией.
История России (6 класс)
Формирование умений.
Прием 1. «Сравнение» (ФГОС): На основе знаний по теме сравните рисунки. Какие сходства и различия вы видите.
Ответы: На одном рисунке: битва, а на другом - победа в битве.
Ошибка: сравнение названий миниатюр, а не содержания.
Причина: невнимательное прочтение задания. В этом случае важна коррекция ошибок. Необходимо перечитать отрывок текста. После повторного прочтения текста учащиеся дают верный ответ: «на левом рисунке оба войска выстроились лицом к лицу -готовы к битве, уже есть жертвы, но противники держат строй. На правом рисунке ряды противников смяты, они повернулись спиной к русским дружинам - значит, бегут».
Прием 2. Анализ информации различных источников (ФГОС): загадки исторической карты.
Однако может возникнуть вопрос от учащихся: использовать можно только карту? Нет, возможно использовать весь материал параграфа. Обращаемся к тексту. Учащиеся, изучив текст, сами делают вывод о том, что более полную информацию может дать текст параграфа и дополнительный источник в конце параграфа. Так, с помощью карты находят решение и делают следующие выводы:
а) с помощью карты:
- в битве участвуют русские и монголы (русский стан - лагерь и шатер Мамая - монгольского военачальника)
- русские войска имеют в тылу реки - значит трудно будет их обойти
- у русских разные полки, значит имеют возможность действовать разными приемами
- у русских есть засадный полк в лесу, и монголы о нем не знают
- красные стрелки (действия русских) более широкие, значит удары более мощные
Вывод: победят русские дружины.
Прием 2. Поиск верного решения с помощью исторического источника
Б) летопись:
Вывод: победили русские дружины.
Поиск верного решения с помощью текста учебника.
В) текст:
Вывод: победили русские дружины.
Таким образом, учащиеся сами приходят к выводу о необходимости внимательно работать со всем материалом параграфа (особенно с текстом), чтобы находить верные решения проблемы и не допускать исторических ошибок.
Заключение
Таким образом, «смысловое чтение» означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся - это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.
Литература
- Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34-57.
- Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие/ А.К.Григорьева, И.И.Московкина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.-176.
- Пяткова О.Б. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
- Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreativ-didaktika.ru/