Формирование практико-ориентированных навыков исследовательской деятельности на уроках обществознания.
Цели:
Образовательные
- Совершенствование умения работать с учебным текстом, статистическими данными.
- Создание условия для усвоения нового материала на уроке, самостоятельного решения проблемных задач
- Формирование понятийного аппарата, научных подходов к решению проблемы.
- Осмысление главных вопросов и терминов в области «экономика».
- Применение полученных знаний.
- Формирование умения постановки и решения учебных задач урока.
Воспитательные
- Создание условий для формирования коммуникативной культуры.
- Формирование умения работать в учебной группе, умения выслушивать и уважать мнение других.
- Воспитание бережливости, экономного отношения к ведению домашнего хозяйства.
Развивающие
- Создание условий для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений
- Формирование способности критически анализировать полученные знания на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию
- Создание условий для роста познавательного интереса, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение.
- Формирование у учащихся основ экономической и финансовой грамотности, необходимой для социализации.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
МТО урока: Учебник, конверты с раздаточным материалом по группам, ноутбуки (3 шт.), цветные жетоны, цветная бумага (А4, по группам), маркеры.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация темы.
- Объяснение нового материала
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Распределение учащихся по группам с помощью цветных жетонов (группа 5 «Экономисты может быть сформирована учителем из более сильных учащихся»).
Приветствие учителя.
2. Актуализация темы
Учитель. Как называется наш новый блок изучения обществознания? - экономика.
Что такое экономика? - (ответы учащихся).
На столах у вас лежат конверты с набором слов. Задание: составить определение экономики.
Проверим ваши варианты - (ответы учащихся, идет обсуждение).
Как определение экономики дают ученые обществоведы? Сравним составленные вами определения с определениями из вашего учебника. Откройте учебник, найдите определения экономики - (учащиеся читают учебный текст, находят свои ошибки и исправляют).
Познакомьтесь с ситуацией, которую можно наблюдать в этой сфере очень часто (мотивация учащихся к поиску проблемы).
Ролевая ситуация в классе: две ученицы входят в класс с полными пакетами - с покупками. Рассказывают друг другу, что купили (2 мин), прощаются со словами
1-я: До свидания …, еще надо успеть заплатить за квартиру.
2-я: Да-да, пока, а я должна заплатить за детский сад.
Через мгновение разводят руками (обе). Обращаются в класс с вопросом: «Но где я возьму деньги???» (Уходят, садятся за рабочие места).
3. Объяснение нового материала
Учитель: с какими трудностями столкнулись героини? - (потратили все деньги, не рассчитали средства, не хватило денег на важные семейные расходы).
Как их можно назвать с точки зрения экономики? - (ответы учащихся, ее экономные).
Работа с терминами.
На доске задание: проведите соответствие прилагательных и существительных
Прилагательные |
Существительные |
А) экономный |
Процесс |
Б) экономичный |
Кризис |
В) экономический |
Работник |
|
Потребитель |
|
Транспорт |
|
Словарь |
Итак, наши героини - не экономные.
Как им помочь? - (ответы учащихся: дать советы, как экономить, показать способы экономии).
Учитель. Как вы бы назвали тему нашего урока? - (ответы учащихся).
«Экономика. Пути и способы экономии», «Как экономить семейный бюджет?», «Семейный бюджет: пути и способы экономии »
Запишите тему урока: «Семейный бюджет: пути и способы экономии».
Работа с понятием «проблема».
Учитель. Вспомните, какие трудности у наших героинь? - (ответы учащихся: они не умеют экономить).
Есть синоним у слова «трудность»? - (ответы учащихся: проблема).
На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).
Проблема: как научиться экономить?
Учитель. В какой сфере изучается наша проблема? - (ответы учащихся: экономика)
На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).
Объект: экономика.
Учитель. В какой области экономики нам надо научиться экономить? - (ответы учащихся: семейный бюджет)
На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).
Предмет: семейный бюджет.
Учитель. Что вам поможет в исследовании и решении проблемы? - (ответы учащихся: разные источники - учебник, дополнительная литература, Интернет, личный опыт)
На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).
Источники для исследования: учебник, дополнительная литература, Интернет, личный опыт
Учитель. А что вы уже можете предположить? - (ответы учащихся: если правильно расходовать средства, семья будет благополучно жить).
На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).
Гипотеза: если найти способы правильно расходовать средства, то семья будет благополучно жить).
Учитель: В центре экономики находится человек, семья. Абсолютно все товары и услуги производятся для того, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Мы с вами уже знаем, что человеческие потребности бесконечны, а ресурсы ограничены.
Значит очень важно их экономить.
На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).
Цель исследования: разработать способы экономии семейных ресурсов.
Работа с новыми понятиями.
Учитель. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо знать основные понятия.
На столах лежат конверты с буквами. Что можно с ними сделать? - (ответы учащихся: составить понятия, знание которых поможет в исследовании).
Учащиеся составляют понятия, читают по группам, проверяем на доске:
- Бюджет семьи - это все доходы и расходы за определенный период времени.
- Доход - материальные средства, получаемые от какой-либо деятельности.
- Расход - затраты на определенные цели.
Учитель. Как вы думаете, чего в семье больше доходов или расходов? - (ответы учащихся: зависит от потребностей семьи).
Практико-ориентированое упражнение. К доске приглашаются двое учащихся. Открывают конверты с доходами и расходами. На чаши физических весов выкладывают по очереди виды доходов и расходов, читая вслух.
Учитель. Что произошло? - (ответы учащихся: доходов меньше, чем расходов)
Что делать? - (ответы учащихся: выяснить, почему расходы так велики, какие меры предпринять для уменьшения).
Учитель. Вашим группам предлагаются разные ситуации, которые помогут вам исследовать данную проблему и принять решение.
1 группа - банк предлагает выгодный процент. Каковы ваши действия?
Член семьи |
Ежемесячная зарплата |
Сумма ежемесячного вклада на 12 месяцев |
7.5 % годовых |
Полученный доход от вклада в конце года |
Муж |
40000 |
15 000 |
|
|
Жена |
30000 |
10000 |
|
|
Алгоритм подсчетов:
- Сумму вклада умножить на 12 месяцев, получим сумму вложенных средств в течение года
- Полученную сумму умножим на % годовых, получим общую сумму средств на счете к концу года
- Из этого числа минус сумму вложенных средств течение года, получим доходность по вкладу.
Ответы учащихся: откладывать деньги на счет в банке. Цель открытия накопительного вклада в банке: _______________________.
Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): семья получила дополнительный доход в размере_________________.
Можно потратить на __________
2 группа - магазины устраивают распродажи. Каковы ваши действия?
(просмотр видеороликов о распродажах).
Ответы учащихся: участвовать в распродажах, получать скидки.
Цель участия в распродажах:__________________
Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): участвуя в распродажах, потребители могут_______________
3 группа - ведение книги учета доходов и расходов семьи или использование компьютерной программы «Домашняя бухгалтерия». Каковы ваши действия? (просмотр видеоролика «Домашняя бухгалтерия»).
Ответы учащихся: использовать компьютерные технологии.
Цель использования такой программы___________
Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): можно установить на компьютере программу «Домашняя бухгалтерия».
______________
4 группа - поход в магазины с целью осуществления текущих покупок. Каковы ваши действия? (просмотр видеоролика «Семейный бюджет»).
Какие шаги рассматриваются в ролике? Какие вы считаете наиболее выгодными?
Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): перед походом в магазин, необходимо___________________
5 группа: Экономисты собирают информацию, оформляют выводы на доску, озвучивают выводы.
Примерные выводы экономистов:
- необходимо откладывать деньги под проценты в банк, чтобы сделать большую покупку;
- участвовать в распродажах, чтобы сократить текущие расходы семьи на приобретение товаров первой необходимости;
- вести электронный учет бюджета семьи, с целью анализа необходимых и лишних покупок;
- перед походом в магазин необходимо составить список необходимых покупок.
Делают общий вывод: каким должен быть потребитель?_________________
4. Рефлексия
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии и быть финансово грамотным.
- Получилось сегодня у нас узнать пути экономии?
- Какие мы нашли пути экономии семейного бюджета?
- Где вы сможете применить полученные знания?
5. Домашнее задание
Иван и Мария - молодожены, еще учатся в вузе (бесплатно). Мария - студентка 4-го курса, имеет повышенную стипендию 15000 р., подрабатывает администратором в фитнесцентре и получает 20 000р.
Иван - студент 5-го курса, имеет повышенную стипендию 15000 р., подрабатывает грузчиком в супермаркете и получает 30 000 р. Семья снимает квартиру - оплата 15000 р., из которых 6 000 р. оплачивают родители молодоженов.
Ежемесячные расходы: на питание - 25000р., транспортные (до работы и пр.) - 3500р., на учёбу (покупка учебных пособий, заправка картриджа для печати курсовых и др. материалов) - 3000 р., санитарно-гигиенические покупки - 1500 р. Однако, есть затраты, которые, по-мнению Марии и Ивана, они не могут себе позволить.
1. Рассчитайте бюджет. Оформите данные в таблицу.
Семья |
Доходы, рублей |
Расходы, рублей |
Бюджет, рублей |
муж |
|
|
|
жена |
|
|
|
Итого: |
|
|
2. На основе полученных знаний на уроке дайте практические рекомендации семье, как увеличить свой бюджет и удовлетворить другие потребности.