Урок по теме "Семейный бюджет: пути и способы экономии". 7–8-е классы

Разделы: История и обществознание, Экономика, Мастер-класс

Классы: 7, 8

Ключевые слова: семейный бюджет


Формирование практико-ориентированных навыков исследовательской деятельности на уроках обществознания.

Цели:

Образовательные

  • Совершенствование умения работать с учебным текстом, статистическими данными.
  • Создание условия для усвоения нового материала на уроке, самостоятельного решения проблемных задач
  • Формирование понятийного аппарата, научных подходов к решению проблемы.
  • Осмысление главных вопросов и терминов в области «экономика».
  • Применение полученных знаний.
  • Формирование умения постановки и решения учебных задач урока.

Воспитательные

  • Создание условий для формирования коммуникативной культуры.
  • Формирование умения работать в учебной группе, умения выслушивать и уважать мнение других.
  • Воспитание бережливости, экономного отношения к ведению домашнего хозяйства.

Развивающие

  • Создание условий для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений
  • Формирование способности критически анализировать полученные знания на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию
  • Создание условий для роста познавательного интереса, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение.
  • Формирование у учащихся основ экономической и финансовой грамотности, необходимой для социализации.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

МТО урока: Учебник, конверты с раздаточным материалом по группам, ноутбуки (3 шт.), цветные жетоны, цветная бумага (А4, по группам), маркеры.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы.
  3. Объяснение нового материала
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Распределение учащихся по группам с помощью цветных жетонов (группа 5 «Экономисты может быть сформирована учителем из более сильных учащихся»).

Приветствие учителя.

2. Актуализация темы

Учитель. Как называется наш новый блок изучения обществознания? - экономика.

Что такое экономика? - (ответы учащихся).

На столах у вас лежат конверты с набором слов. Задание: составить определение экономики.

Проверим ваши варианты - (ответы учащихся, идет обсуждение).

Как определение экономики дают ученые обществоведы? Сравним составленные вами определения с определениями из вашего учебника. Откройте учебник, найдите определения экономики - (учащиеся читают учебный текст, находят свои ошибки и исправляют).

Познакомьтесь с ситуацией, которую можно наблюдать в этой сфере очень часто (мотивация учащихся к поиску проблемы).

Ролевая ситуация в классе: две ученицы входят в класс с полными пакетами - с покупками. Рассказывают друг другу, что купили (2 мин), прощаются со словами

1-я: До свидания …, еще надо успеть заплатить за квартиру.

2-я: Да-да, пока, а я должна заплатить за детский сад.

Через мгновение разводят руками (обе). Обращаются в класс с вопросом: «Но где я возьму деньги???» (Уходят, садятся за рабочие места).

3. Объяснение нового материала

Учитель: с какими трудностями столкнулись героини? - (потратили все деньги, не рассчитали средства, не хватило денег на важные семейные расходы).

Как их можно назвать с точки зрения экономики? - (ответы учащихся, ее экономные).

Работа с терминами.

На доске задание: проведите соответствие прилагательных и существительных

Прилагательные

Существительные

А) экономный

Процесс

Б) экономичный

Кризис

В) экономический

Работник

Потребитель

Транспорт

Словарь

Итак, наши героини - не экономные.

Как им помочь? - (ответы учащихся: дать советы, как экономить, показать способы экономии).

Учитель. Как вы бы назвали тему нашего урока? - (ответы учащихся).

«Экономика. Пути и способы экономии», «Как экономить семейный бюджет?», «Семейный бюджет: пути и способы экономии »

Запишите тему урока: «Семейный бюджет: пути и способы экономии».

Работа с понятием «проблема».

Учитель. Вспомните, какие трудности у наших героинь? - (ответы учащихся: они не умеют экономить).

Есть синоним у слова «трудность»? - (ответы учащихся: проблема).

На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).

Проблема: как научиться экономить?

Учитель. В какой сфере изучается наша проблема? - (ответы учащихся: экономика)

На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).

Объект: экономика.

Учитель. В какой области экономики нам надо научиться экономить? - (ответы учащихся: семейный бюджет)

На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).

Предмет: семейный бюджет.

Учитель. Что вам поможет в исследовании и решении проблемы? - (ответы учащихся: разные источники - учебник, дополнительная литература, Интернет, личный опыт)

На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).

Источники для исследования: учебник, дополнительная литература, Интернет, личный опыт

Учитель. А что вы уже можете предположить? - (ответы учащихся: если правильно расходовать средства, семья будет благополучно жить).

На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).

Гипотеза: если найти способы правильно расходовать средства, то семья будет благополучно жить).

Учитель: В центре экономики находится человек, семья. Абсолютно все товары и услуги производятся для того, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Мы с вами уже знаем, что человеческие потребности бесконечны, а ресурсы ограничены.
Значит очень важно их экономить.

На доске (открывается запись, учащиеся записывают в тетрадь).

Цель исследования: разработать способы экономии семейных ресурсов.

Работа с новыми понятиями.

Учитель. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо знать основные понятия.

На столах лежат конверты с буквами. Что можно с ними сделать? - (ответы учащихся: составить понятия, знание которых поможет в исследовании).

Учащиеся составляют понятия, читают по группам, проверяем на доске:

  • Бюджет семьи - это все доходы и расхо­ды за определенный период времени.
  • Доход - материальные средства, получаемые от какой-либо деятельности.
  • Расход - затраты на определенные цели.

Учитель. Как вы думаете, чего в семье больше доходов или расходов? - (ответы учащихся: зависит от потребностей семьи).

Практико-ориентированое упражнение. К доске приглашаются двое учащихся. Открывают конверты с доходами и расходами. На чаши физических весов выкладывают по очереди виды доходов и расходов, читая вслух.

Учитель. Что произошло? - (ответы учащихся: доходов меньше, чем расходов)

Что делать? - (ответы учащихся: выяснить, почему расходы так велики, какие меры предпринять для уменьшения).

Учитель. Вашим группам предлагаются разные ситуации, которые помогут вам исследовать данную проблему и принять решение.

1 группа - банк предлагает выгодный процент. Каковы ваши действия?

Член семьи

Ежемесячная зарплата

Сумма ежемесячного вклада на 12 месяцев

7.5 % годовых

Полученный доход от вклада в конце года

Муж

40000

15 000

Жена

30000

10000

Алгоритм подсчетов:

  1. Сумму вклада умножить на 12 месяцев, получим сумму вложенных средств в течение года
  2. Полученную сумму умножим на % годовых, получим общую сумму средств на счете к концу года
  3. Из этого числа минус сумму вложенных средств течение года, получим доходность по вкладу.

Ответы учащихся: откладывать деньги на счет в банке. Цель открытия накопительного вклада в банке: _______________________.

Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): семья получила дополнительный доход в размере_________________.

Можно потратить на __________

2 группа - магазины устраивают распродажи. Каковы ваши действия?

(просмотр видеороликов о распродажах).

Ответы учащихся: участвовать в распродажах, получать скидки.

Цель участия в распродажах:__________________

Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): участвуя в распродажах, потребители могут_______________

3 группа - ведение книги учета доходов и расходов семьи или использование компьютерной программы «Домашняя бухгалтерия». Каковы ваши действия? (просмотр видеоролика «Домашняя бухгалтерия»).

Ответы учащихся: использовать компьютерные технологии.

Цель использования такой программы___________

Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): можно установить на компьютере программу «Домашняя бухгалтерия».
______________

4 группа - поход в магазины с целью осуществления текущих покупок. Каковы ваши действия? (просмотр видеоролика «Семейный бюджет»).

Какие шаги рассматриваются в ролике? Какие вы считаете наиболее выгодными?

Вывод (оформляют на цветном листе и отдают в группу Экономистов): перед походом в магазин, необходимо___________________

5 группа: Экономисты собирают информацию, оформляют выводы на доску, озвучивают выводы.

Примерные выводы экономистов:

  1. необходимо откладывать деньги под проценты в банк, чтобы сделать большую покупку;
  2. участвовать в распродажах, чтобы сократить текущие расходы семьи на приобретение товаров первой необходимости;
  3. вести электронный учет бюджета семьи, с целью анализа необходимых и лишних покупок;
  4. перед походом в магазин необходимо составить список необходимых покупок.

Делают общий вывод: каким должен быть потребитель?_________________

4. Рефлексия

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии и быть финансово грамотным.

  • Получилось сегодня у нас узнать пути экономии?
  • Какие мы нашли пути экономии семейного бюджета?
  • Где вы сможете применить полученные знания?

5. Домашнее задание

Иван и Мария - молодожены, еще учатся в вузе (бесплатно). Мария - студентка 4-го курса, имеет повышенную стипендию 15000 р., подрабатывает администратором в фитнесцентре и получает 20 000р.

Иван - студент 5-го курса, имеет повышенную стипендию 15000 р., подрабатывает грузчиком в супермаркете и получает 30 000 р. Семья снимает квартиру - оплата 15000 р., из которых 6 000 р. оплачивают родители молодоженов.

Ежемесячные расходы: на питание - 25000р., транспортные (до работы и пр.) - 3500р., на учёбу (покупка учебных пособий, заправка картриджа для печати курсовых и др. материалов) - 3000 р., санитарно-гигиенические покупки - 1500 р. Однако, есть затраты, которые, по-мнению Марии и Ивана, они не могут себе позволить.

1. Рассчитайте бюджет. Оформите данные в таблицу.

Семья

Доходы, рублей

Расходы, рублей

Бюджет, рублей

муж

жена

Итого:

    2. На основе полученных знаний на уроке дайте практические рекомендации семье, как увеличить свой бюджет и удовлетворить другие потребности.