Применение Арт-технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: арт-технологии, мотивация к обучению


Современная система образования находится в постоянном поиске лучших систем, методов и форм обучения и воспитания детей. Мотивация к учебной деятельности закладывается с самого начала пути ребёнка. Она формируется в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте. Как же сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, чтобы ему было интересно добывать знания, а пройденный материал остался в памяти на долго? Как научить его пользоваться теми знаниями, которые он получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу? Я нашла решение этой проблемы в использовании арт-технологии.

Арт-технология не имеет границ, не требует специальных навыков. Этот способ невербальных отношений помогает разрешить многие проблемы, помогает сблизить людей, познать самого себя и самореализоваться. Активизирует творческий потенциал каждой личности, даёт высокий позитивный настрой на учебную деятельность, формирует активную жизненную позицию, уверенность в своих силах.

Применение арт-технологии на уроках в начальной школе - ценное средство в формировании знаний, навыков практики, а также вовлечении детей в мир учения.

Если разложить термин «арт-технология» на составляющие, то сразу видно содержательное наполнение данного понятия. Арт (от англ. art) - визуальное искусство, технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Таким образом, арт-технология - это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

На каждом предмете применение данной технологии используется на различных этапах. Будь это урок открытия нового знания, или же урок закрепления и рефлексии. На уроках литературного чтения учащиеся активно рисуют иллюстрации, оформляют сказки. По этим иллюстрациям умеют пересказывать произведение. На уроках русского языка арт-технология - отличный инструмент в запоминании правил. На уроках математики применяется и художественная лепка. Использование этого метода повышает уровень познавательной активности. Через конструирование предметов математика обретает практический характер.

Важная функция искусства состоит в том, что это уникальный способ передачи универсального и индивидуального человеческого опыта. Творчество дает возможность детям делать выводы, определять свое отношение к предлагаемому, анализировать, участвовать в изобретении материального результата.

Большинство педагогических технологий, применяемых при обучении и воспитании младших школьников, направлены на развитие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воля. Сфера влияния арт-технологии шире: она затрагивает не только указанные психические процессы, но и в большей степени распространяется на эмоциональную сферу младших школьников.

Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников - пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.

Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.

При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.

Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.

Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.

Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.

Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.

Урок, на котором используются арт-технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, предугадыванию, мысленному эксперименту. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Возможности арт-технологии позволяют учителю начальных классов использовать различные виды работы с учащимися. В своей работе я чаще всего применяю изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию.

Изотерапия - терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство - самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.

Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.

Сказкотерапия - это терапевтическое воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей учащихся, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Все дети любят сказки. Они с удовольствием их слушают и читают. Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление, как у детей, так и у взрослых. Они содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей, что позволяет использовать приём сказкотерапии не только на уроках литературного чтения, но и на любом другом уроке.

Куклотерапия - это терапия, которая основывается на использовании кукол как основного терапевтического средства.

Куклотерапия помогает ребенку развить коммуникативные навыки, выплеснуть свои негативные эмоции. Куклотерапия предоставляет ребенку своеобразную психологическую защиту, позволяет спрятаться за ролью. При разыгрывании спектакля ребенку кажется, что это не он говорит, действует, а кукла, поэтому и отвечать за содеянное будет не он, а кукла. Происходит проекция, перенос ребенком себя на куклу. Таким образом, куклотерапия позволяет учителю получить важные диагностические данные о возможностях, интересах, привычках ученика, его семейной ситуации, о внутреннем мире ребенка, его проблемах. Ребенок же получает возможность проиграть жизненные ситуации, примерить их на себя или, наоборот, со стороны посмотреть них.

Куклотерапию удобнее всего применять во внеурочной деятельности, хотя можно и на уроках.

Часто в своей практике применяю просмотр мультипликационных фильмов, фрагментов из кинофильмов и называю это кинотерапией. Важно только правильно подобрать подходящий материал.

Один из самых любимых приёмов - это коллажирование. Применяю его на разных этапах урока, но чаще всего на этапе рефлексии. Так как создание коллажа - это искусство, то считаю, что этот приём можно тоже отнести к арт-технологии.

Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности обучающихся и способствуют повышению мотивации к учению.