Безударная гласная в корне. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Цель: Формирование навыков правильного письма с безударными гласными (уметь выделять безударный слог, уметь применять правило и находить проверочное слово).

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме, а также обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением;
  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные:
    • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
    • оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД)
    • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других детей, совместно договариваться о правилах поведения и общения (Коммуникативные УУД)
    • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации (Познавательные УУД)

Оборудование: карточки с заданием, компьютер, презентация к уроку.

Технологическая карта

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Давайте улыбнёмся. друг другу.

Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Чистописание

Внимание на доску.

Что можете сказать о буквах, которые вы здесь видите?

На какие 2 группы можно разделить гласные буквы?

Гласные
Ударные
Безударные
Проверяемые Непроверяемые
Проверяем Запоминаем

- Почему буквы гласные? (воздух не встречает преград)
- Какие буквы вызывают трудности при письме? Давайте их пропишем.
- Вспомните написание этих букв. Пропишите по 2 буквы. Лучшие буквы подчеркните.

"Кластер"

3. Постановка проблемы урока

Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

- А теперь я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, - сказал товарищам Дима. - Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Удалось ли ребятам сыграть в футбол?

- Почему произошла такая ошибка? (Дима знал не все правила правописания.)

- Как же правильно записать это слово?
- Найдите ударный слог.
- А как называется слог, на который не падает ударение?
- А буква, на которую не падает ударение?

ПРИХОДИ С М..ЧОМ - ПРИХОДИ С М...ЧОМ

- Как же мы будем выполнять это задание? Какую гласную написать? Возникла проблема. Давайте искать пути решения этой проблемы.

4. Постановка темы и цели урока

- Может быть, исходя из этой проблемы, вы назовёте тему нашего урока? (Тема нашего урока - «Правописание безударных гласных».)

- Чему будем учиться на уроке? (учиться правильно писать слова с безударной гласной )

Проблемная ситуация

5. Работа над темой урока

- У вас на столах у каждого таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал». Поставьте знак плюс в тех клеточках, где вы уверены, что знаете. (гласные бывают ударные и безударные, проверяемые и непроверяемые).
Что же вы знаете?
- Во второй колонке, поставьте знаки, чтобы вы хотели узнать на уроке (Как называется опасное место, как распознать, как проверить эту букву?)

- А то, что вы хотите узнать мы разберем в конце урока. Оправдаются ваши ожидания или нет.

- Давайте вспомним, когда гласный звук слышим чётко? (под ударением)
Давайте к слову с мячом подберём такое слово, где бы гласный звук произносился чётко, не вызывал сомнения. Мяч под ударением слышим звук А. Значит в безударном слоге вставляем букву Я.
А если Диме надо было придти с Мечом, как надо было бы рассуждать? подберём такое слово - Меч, под ударением слышим звук Э, обозначаем его буквой е.
- Какой вывод же вывод можно сделать?
Чтобы правильно написать безударную гласную букву, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
- Мы подбирали слова, где гласный слышался чётко, проверяли себя. Как бы вы назвали такие слова?
(Проверочные)
- Как же действовать при написании слов с безударной гласной.
Попробуем составить алгоритм на примере слова ПЕРО. Что интересного можно сказать об этом слове? (многозначное)
- Есть ли в слове безударная гласная? Как определить? Что делаем сначала? Читаем слово, ставим ударение, определяем какая гласная безударная, подбираем проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.

Алгоритм

    Прочитай слово.
  1. Поставь ударение.
  2. Определи безударную гласную.
  3. Подбери проверочное слово.
  4. Вставь букву.
  5. Выдели орфограмму.

Работаем в паре. Правила работы.

"Знаю-Хочу
Знать-Узнал"

Прогнозирование.

"Тема-вопрос"

6. Первичное закрепление

Вставьте пропущенные буквы в словах. Подберите проверочное слово. Выделите орфограмму.
Работать будем по алгоритму.
Первое слово я, с вашей помощью, рассуждаю.

М…ряк
Ш…ры
З…ма
Ст…на

Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь.

Взаимопроверка.
Листочек, лист, листовой
Вода, водичка, водяной
Дом, домик, домашний

В какой строчке все слова с безударной гласной? Почему? Попробуйте подобрать проверочн.слова. Какие это слова?

Составьте предложение. Найдите слова с безударной гласной. Выделите орфограмму

На горе стоит высокая сосна.

7. Подведение итогов урока

- В таблице «Знаю-Хочу знать-Узнал» заполните последнюю колонку.

- Зачитайте, что вы узнали нового на уроке. Оправдались ли ваши ожидания.

8. Рефлексия

- Какая была тема урока?
- С какими трудностями сталкивались?
- Как находили выход из затруднительного положения?
- Кто и какой помощью пользовался?
- Оцените свою деятельность на уроке. (Зеленый, желтый, красный кружочек)

Работа в парах.

«Пометки на полях» - «+-правильно, «- неправильно, «?-затрудняюсь).
"Лови ошибку"

"Третий-лишний"
("Исключение")

"Рефлексивные вопросы"